Беларусь Сегодня

Минск
+16 oC
USD: 2.04
EUR: 2.32

Избирательное право

О нарушителях налогового законодательства

Недавно анализировал статистику. Три из четырех проверенных организаций, предприятий и фирм недоплачивают налоги. Причем из года в год эта цифра почти не меняется, хотя практически не меняется и законодательство. Странно, не правда ли? Почему у нас так много оштрафованных и наказанных? Незаконопослушны? Как сказать...


Три четверти фактов доначислений налогов отнюдь не связаны с применением хитроумных обходных схем и желанием поизощреннее обмануть государство. Это — банальные ошибки. У одного — неопытный бухгалтер, у другого — в учете беспорядок, третий сам не все документы отдал в финотдел вовремя. Каждого «судят» по накатанной схеме: чем больше сумма ущерба, тем «увесистее» наказание. Это главный, а зачастую и единственный критерий.


К сожалению, и сотрудники налоговых инспекций, и другие контролеры (к слову, контрольно–надзорных служб в стране около 50), выбирая меру воздействия для нарушителя, не учитывают степени вины, стечения обстоятельств непреодолимой силы. Многие возражают: мол, следовать букве и духу КоАП —  значит обезопасить себя от подозрений в коррупции. Скрыл вольно или невольно от государства тысячу рублей — заплати штраф 5 тысяч, чтобы неповадно было. Но если человек признает нарушение, беспрекословно платит пеню и готов учесть допущенные ошибки впредь, зачем ставить на колени штрафами такое предприятие? Кому от этого станет лучше? На мой взгляд, особенно сейчас необходимо увеличить пределы неприменения санкций за непреднамеренные нарушения и ввести амнистию, предположим, если предприятие недоплатило до 10 процентов налогов по ошибке неопытного бухгалтера. Ведь наряду с карательными должны быть и превентивные меры, предупредительные.


Куда больше нас беспокоит та четверть нарушителей налогового законодательства, которая сознательно и заведомо не желает работать прозрачно. Изобличить таких ловкачей непросто. Это вам не плановая проверка, где все цифры в отчетах — как на ладони. Например, в магазинчике на бойком месте по накладным месяц продаются 10 бутылок пива. Не маловато ли? «Так спроса нет», — не моргнув глазом, утверждает хозяин. Конечно, причин ему не доверять нет, но проверить повод имеется. Для этого нужно сравнить дату выпуска пива с той, которая указана в накладных. И затем наведаться в магазинчик еще несколько раз. Не продают ли по одним и тем же накладным разные партии пива?


Так ведь одно предприятие можно было проверять только раз в год. Кроме того, на налоговом учете у нас 120 тысяч организаций. Контролеров — 2,8 тысячи человек. Только чтобы дойти до каждого в Минске, областных центрах, понадобится 10 — 15 лет. Увеличить штат? Не выход. Образно говоря, собираемых налогов может не хватить на их содержание. Во всем мире идут другим путем. Проверки проводят избирательно. Инспектора приходят только туда, где по всем внешним признакам что–то не в порядке. Скажем, товар поставляется от фирм–однодневок. Или вот за 10 месяцев прошлого года налоговые инспектора выявили 6,5 тысячи фактов незарегистрированного предпринимательства. Ремонтируют квартиры, строят дома, готовят к тестированию школьников — налоги не платят. Если 2,8 тысячи инспекторов будут пристально следить за теми, кто заведомо не желает делиться с бюджетом, а не ходить по плановым проверкам, мы сможем куда быстрее навести порядок.


Не начнут ли «шалить» с налогами те, кто знал, что рано или поздно к ним придут с плановой проверкой? Бояться этого в век компьютерных технологий и Интернета по меньшей мере несерьезно. В распоряжении налоговых органов более 40 баз информации. Предприятия ежемесячно, ежеквартально отчитываются о своей деятельности, известны их доходы, расходы, прибыли, зарплаты — словом, имеется огромное количество информации, проанализировав которую, можно поставить точный диагноз: здоров пациент или болен.


Министерство по налогам и сборам, можно сказать, давно ждало документа, подобного Указу Президента № 689 от 19 декабря 2008 года. Теперь радикально меняем тактику проверок. Контроль будет избирательным, и только после тщательного анализа предварительной информации о применяемых схемах намеренного ухода от налогов. Налоговый инспектор может оказаться также нежданным гостем и у тех, кто занимается незарегистрированной предпринимательской деятельностью. А законопослушных налогоплательщиков, может, не только год, но и 10 — 20 лет не нужно понапрасну беспокоить. Указ Президента на это как раз и нацеливает все контролирующие органы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости и статьи