Европа переживает длительный период политических потрясений

Избиратели высказались от души

В Евросоюзе сейчас происходит так много новых явлений, что аналитики уже замучились называть их судьбоносными. И тем не менее. Прошедшие 4 декабря голосования в Италии и Австрии были именно из разряда таких — переломных и символичных этапов. Европа переживает длительный период политических потрясений, и Британия, сделавшая радикальный шаг в сторону от ЕС, запустила эффект домино по всему сообществу. Ключевые выборы состоятся в 2017 году в Германии, Франции и Голландии, но уже сейчас любая политическая кампания, где происходит волеизъявление граждан, приводит элиты в шок и трепет. Не случайно председатель Европейской комиссии Жан–Клод Юнкер призвал лидеров ЕС не проводить референдумы о членстве в блоке, опасаясь того, что люди захотят повторить брексит.


Фото РЕЙТЕР

В Брюсселе могут перевести дух — Вена устояла. Новым федеральным президентом здесь стал не правый популист Норберт Хофер, грозивший брекситом, а левый либерал — профессор Александр Ван дер Беллен. Как откомментировал это вице–канцлер Германии Зигмунд Габриэль — у европейских либералов как будто сняли камень с души. Но ненадолго — Австрия практически разделилась, а во время этой избирательной кампании накопилось столько противоречий, что следующие парламентские выборы могут случиться досрочно, уже в 2017 году. И на них Норберт Хофер намерен взять реванш. В Италии же, где по итогам референдума премьер–министр Маттео Ренци подал в отставку, перспектива смены курса и того ближе...

Вообще–то ирония судьбы — кандидатом на следующий Oxit (Osterreich — Австрия по–немецки) по аналогии с Brexit — считали именно Австрию, где исход президентских выборов казался предрешен. Старые традиционные партии здесь ослабли и практически выбыли из борьбы, и только от полной безысходности в либеральном лагере выставили против молодого и амбициозного популиста Хофера 72–летнего Александра Ван дер Беллена. Но судьба аутсайдера постигла Маттео Ренци — молодого и амбициозного политика, который замыслил оседлать тренд по принципу: если не можешь победить оппозицию — возглавь ее! Почему так случилось?

Здесь интересно понаблюдать две тактики, которые наметились в Евросоюзе. Одна из них — тихо приспособиться. Ни для кого не секрет, что Хофер в Австрии набрал популярность прежде всего на волне антимигрантских настроений, пик которых пришелся на конец 2015–го — начало 2016 года. За прошедший год австрийское руководство успело перехватить инициативу правых. В стране ужесточено законодательство относительно беженцев. Вена официально вступила в дискуссию о решении миграционного кризиса внутри ЕС. Да и вообще, Австрия, так же, как и Венгрия, начала строить заграждения на границе.

Так что сегодняшние дискуссии об эффекте домино выглядят несколько упрощенно. Главное, не какая костяшка упадет, а кто ведет игру. Если Евросоюз не начнет внутренние реформы, Oxit неизбежен. Вот какую игру ведет Австрия независимо от того, кто сегодня стал президентом.

В случае с Италией вопрос реформ еще более актуален. Причем предмет референдума — реформа сената — никого не волновал. На самом деле Ренци, упростив политическую систему, замыслил усилить свои позиции. Для чего ему это было надо?

Во–первых, Ренци, усилив свою политическую легитимность, хотел потребовать больше денег от ЕС на содержание тех же мигрантов. Не секрет, что в последнее время он вступил в жесткий спор с Еврокомиссией по этому вопросу.

Во–вторых, есть еще более серьезная проблема, по которой между итальянскими властями и Еврокомиссией нет согласия. Брюссель собирался оштрафовать Италию за нарушение бюджетной дисциплины — превышение дефицита бюджета более предписанного. Это правило нарушают многие, но для показательной порки избрали почему–то именно правительство Ренци.

Ренци хотел заручиться поддержкой народа. По сути, он готов был начать дискуссию внутри Евросоюза об экономических реформах, которые назрели, но... Теперь, когда он проиграл, Брюссель потребует от Рима платить по счетам, и это может дорого обойтись итальянскому народу.

Этот референдум был за или против Ренци.

Увы, Ренци опоздал. Голосование возглавили пять оппозиционных партий во главе с популистским движением «Пять звезд» бывшего комика Беппе Грилло и антииммигрантской партией «Лига Севера». Они празднуют провал реформ как победу «над Ренци и Евросоюзом» и уже призвали провести следующий референдум о выходе из еврозоны.

По сравнению с этим маневром «венский вальс» может показаться легким головокружением... И не потому, что Хофер на фоне «Лиги Севера» кажется образцом политкорректности. А потому что сумма просроченных итальянских банковских кредитов составляет 360 млрд евро, а государственная задолженность Италии при этом перевалила за 2,2 трлн евро и достигла рекордных 133 процентов ВВП.

Так что остается догадываться, куда ведут дороги из Рима.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 234 (25116). Вторник, 6 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter