Избирать, как лучше

Поправки в проведение избирательных кампаний продиктованы не Западом, а самой жизнью...

Первый день осенней парламентской сессии дал немало пищи для ума и дискуссий. Особенно «зацепило» электорат принятие в первом чтении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов». Пристальный интерес к данному законопроекту понятен, ведь он предлагает избирать законодателей всех уровней, а также главу государства если уж не совсем по-новому, то с существенными изменениями, которые ранее в нашей стране не применялись. Причем есть все основания полагать, что данные нововведения станут нормой уже в самом ближайшем будущем.

Что послужило стимулом для корректировки законодательства в данной сфере? Реверанс ли это Западу накануне череды важных избирательных кампаний в нашей стране или объективно назревшая необходимость?

На эти и другие вопросы «Р» ответил секретарь Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Николай ЛОЗОВИК (на снимке).

Каждая поправка вызревала свой срок

— Действительно, в новом проекте закона немало изменений. При этом абсолютно точно могу сказать, что главный критерий внесения тех или иных поправок в избирательное законодательство — их целесообразность. Практика подготовки и проведения предыдущих избирательных кампаний выявила определенные недостатки, а также архаизмы, которые необходимо устранить.

Разумеется, при разработке поправок были учтены и мировая практика, и рекомендации международных организаций, в том числе ОБСЕ. Разумные, рациональные и приемлемые для наших реалий нашли в законопроекте свое отражение. Например, учтена рекомендация ОБСЕ о предоставлении членам политических партий большего доступа в избирательные комиссии. Так, если сегодня на парламентских выборах партии, которые выдвинули своих кандидатов, могут направить по одному представителю в Центральную избирательную комиссию, то благодаря поправке они смогут отправлять своих представителей во все 110 избирательных округов нашей страны.

Каждое предлагаемое нововведение продиктовано самой жизнью.

Кому нужна такая процедура?

— Например, до сей поры применяется процедура признания полномочий депутата на первом заседании Палаты представителей и местных Советов. Для чего? Ведь депутат уже избран в полном соответствии с законом и окружная избирательная комиссия выдала ему соответствующее удостоверение. Тем не менее на первой сессии дополнительно голосуют за признание полномочий каждого депутата. Сегодня смысла в этом нет. Это наследство советского партийного прошлого, которое мы применяем по инерции. При этом, если предположить теоретически (потому что на практике таких случаев не было), что сессия не признает полномочия того или иного депутата, наступит юридический тупик...

В связи с этим вместо каждого отдельного депутата предлагается признавать правомочность самого выборного органа.

Большинство определяет

— Законопроект предусматривает избрание депутатов Палаты представителей в один тур, при этом результаты голосования будут определяться по принципу относительного большинства.

В настоящее время при проведении парламентских выборов действует мажоритарная система абсолютного большинства. То есть если в первом туре баллотируется более двух кандидатов и ни один не набирает более 50 процентов голосов, значит, быть второму туру, который проводится по системе относительного большинства. Но жизнь показала: уже в первом туре определяется явный лидер, он в конечном итоге и побеждает... Система выборов в один тур — это экономия сил, средств и организационных ресурсов.

Избиратель должен знать!

— Немало поправок призвано повысить информированность избирателей. И это очень правильно. Нередко во время кампаний пожилые люди из разных уголков Беларуси звонят прямо в ЦИК и просят рассказать им о выдвиженцах своих округов... Объясняют отсутствие возможности лично подойти на участок и выяснить всю информацию состоянием здоровья. В связи с этим мы внесли предложение: каждая окружная избирательная комиссия во время выборов должна готовить не только общий плакат о кандидатах, но и такого же содержания информационные материалы персонально для каждого избирателя. Они будут рассылаться вместе с приглашением прийти на выборы.

Я считаю, избиратель имеет право знать точную биографию человека, за которого голосует. А поэтому мы предложили обязательно указывать в биографических данных кандидата судимость (даже погашенную), если таковая имеется. Случай из жизни: дважды судимый гражданин пытался выдвинуться кандидатом в депутаты Палаты представителей. Первая судимость была за угон автомобилей, вторая — за то, что воровал и перепродавал краденое. Так что он дважды посидел в тюрьме, а потом решил посидеть в парламенте. Имеет право, ведь судимости погашены, но и избиратель имеет право знать о «темном прошлом» кандидата.

Также у нас в последнее время появилась целая прослойка нигде не работающих, но при этом неплохо живущих граждан. ЦИК не раз сталкивалась: доходов у человека по всем документам за год ноль, зато сам упитан, хорошо одет и имеет всяческое имущество… Кандидат должен указать источники существования, если не имеет трудовых доходов. Мы предложили ввести такую норму.

Пиар ради пиара

— Нередко видим, когда тот или иной политик выдвигает свою кандидатуру сразу по нескольким избирательным округам. Для чего? Очевидно: чтобы лишний раз попиариться, помозолить людям глаза, толкнуть речь, зачастую не имеющую отношения к избирательной кампании… Сейчас предлагается узаконить выдвижение только по одному округу, где и намерен избираться гражданин. Это создаст равные условия для всех участников кампании.

Отменяется еще одна лазейка для «формального» кандидата. В настоящее время таковой может уполномочить выступать за себя свое доверенное лицо, которое также баллотируется в это же время. Необходимо ввести норму: кандидат в депутаты не может быть доверенным лицом других кандидатов.

Когда финансы не поют романсы

— Считаем правильным разрешить кандидатам в депутаты местных Советов иметь собственные финансовые фонды. Это некий вспомогательный элемент. Тем, кто избирается в городской или областной Совет, распространение дополнительной информации о себе не повредит. Хотя выдвиженцам на уровне сельсоветов и районов не всегда нужны даже средства, выделяемые из бюджета. Зачем издавать о себе листовки, если тебя в деревне и так все знают?..

Некоторые пересуды вызвала поправка, позволяющая кандидатам в президенты увеличить размеры собственных фондов до 1 млрд. 170 млн. рублей, если перевести цифры из базовых величин в абсолютную. Но это не означает, что кто-то менее состоятельный не сможет вступить в борьбу за президентское кресло. Выборы, я уверен, — это соревнования идей и программ, а не кошельков. При этом никто не отменял участия денежных средств во время таких кампаний. В США и других странах кандидаты используют и собственные средства, и деньги спонсоров, и пожертвования… Главное, чтобы все источники были прозрачными. На это и направлены предлагаемые изменения в нашем законодательстве.

Проснулся через полгода…

— Бывает так: спустя, скажем, полгода после выборов кто-то решил пожаловаться на то или иное нарушение. Разумеется, проверить это уже практически невозможно. Время ушло. Чаще всего такие обращения и претензии — это какая-то пиар-акция или даже кампания.

В новом законопроекте предлагается установить предельный срок подачи жалоб после состоявшихся выборов — 10 дней. Кроме того, считаем, что запросы на пересчет голосов должны подавать только сами кандидаты, а также избирательные комиссии.

Выборы — не место для бойкота!

— Вспомните предыдущую парламентскую кампанию… Многие кандидаты тогда даже не имели намерения всерьез побороться за депутатский мандат. Они шли на выборы, чтобы агитировать за их срыв. При этом им было предоставлено бесплатное время на ТВ и радио, печатная площадь. Таким образом, государство оплачивало направленную против себя подрывную деятельность... Абсурд! А потому предлагается запретить по закону всякие призывы, направленные на срыв, перенос или бойкот выборов. Мы здесь ничего нового не придумали. Такая норма содержится и в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ. Кстати, Беларусь к этой конвенции в ближайшее время намерена присоединиться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter