Что такое контраварийная подготовка водителей и всем ли она нужна?

Избежать столкновения

Чрезвычайные ситуации подстерегают водителя на дороге постоянно: одно неверное движение, поворот руля, секундная паника — и последствия могут стать фатальными. Как научиться избегать неприятностей? В автошколе этому не учат: сдал экзамены, получил права — дальше крути баранку как сам сообразишь. Тем не менее многие водители, которые сознательно подходят к поведению на дороге, всерьез озабочены тем, как снизить вероятность ДТП до минимума. И отправляются на курсы контраварийной подготовки. Почему так важно знать свою машину от и до, помог разобраться многократный чемпион Беларуси по ралли, руководитель “Центра контраварийной подготовки” Сергей Овчинников.

Фото Владимира Шлапака

— Большинство водителей не понимают возможностей своего автомобиля, где его границы управления, — рассказывает эксперт. — Используют только 20—30% возможностей машины. Не знают, какая скорость опасна, каков тормозной путь и ориентируются в основном не на собственные знания о своем автомобиле, а на электронную систему. Уроки контраварийной езды, или “пограничное вождение”, в Северной Европе — часть программы в автошколе: человек должен понимать, где нужно ехать медленнее, когда автомобиль может потерять управляемость и так далее.

Кстати, часто в аварии попадают не новички и даже не лихачи, а как раз водители с приличным стажем: полагаются на опыт, теряют бдительность, переоценивают возможность своих реакций.

— Поэтому на курсы люди приезжают на личных машинах. Они должны разобраться именно с поведением своего транспортного средства, — подчеркивает Сергей. — Отработав навыки выхода из экстремальных ситуаций на полигоне, понимают, что на дороге места намного меньше. Поэтому в реальных ситуациях начинают ездить намного медленнее.

Контраварийному вождению учат как начинающих водителей, так и с большим стажем. Навыки формируются в двух направлениях. Первое — прогнозирование ситуации, ее моделирование и техники ее предупреждения. Например, дорога заледенела, а сверху выпал снежок: водитель легко может перебрать со скоростью и машина вылетит с трассы. А можно заранее себя обезопасить и, видя такой участок, замедлить движение. Также обучаются прогнозировать поведение других участников движения.

Второе — формирование автоматических навыков вождения, которые помогут выйти из экстремальной ситуации, если она возникла. У водителя должны сформироваться четкие схемы действий, которые он тут же сможет применить.

— К примеру, внезапно возле дороги появился пешеход, а вы его увидели в самый последний момент, — говорит эксперт. — Если в голове нет решения, на реакцию уйдет более 1,5 секунды, а если оно уже есть — 0,5. То есть появляется дополнительное время на торможение и маневрирование. А значит, можно будет избежать трагических последствий.

То есть по окончании программы водитель лучше знает физику автомобиля, приобретает навыки управления в экстремальных ситуациях, доводит до автоматизма тактические и технические приемы безаварийного движения и, конечно, начинает чувствовать себя эмоционально и психологически более устойчиво.

Часто на курсы приходят люди после потенциально аварийных ситуаций или ДТП. Группа их анализирует и вычисляет ошибки водителя. Для многих становится понятно, что они сами спровоцировали других водителей неверными действиями. В частности, это касается подрезания. Восприятие дорожной ситуации после контраварийной подготовки меняется кардинально: водители осознают полную степень опасности на дороге и... начинают ездить намного медленнее и аккуратнее.


МОТАЕМ НА УС

Основные ошибки и дорожные ситуации

• Зима все-таки пришла, нередкость гололедица, так что самое время проверить тормозной пусть своей ласточки. То, что мы себе представляем, и то, как на практике отреагирует машина в случае экстренной ситуации, — разные вещи. Отправляйтесь на свободную площадку и пробуйте разгоняться и тормозить. Когда вы поймете, как машина себя ведет, как реагировать, что конкретно делать, то вы уже будете готовы к любым поворотам дорожной жизни.

• Как ни странно, большую опасность для себя и других создает водитель, который неправильно сидит: полулежачее положение тела, одна рука на руле. Такое положение “отдыхающего” делает вас заложником ситуации. То есть реакция будет замедленной и чаще всего неверной. Поэтому перед началом движения обратите внимание на то, как подогнаны сиденье, руль и зеркала заднего вида, — все должно быть под вас, чтобы ничего не отвлекало и не создавало неудобства. Для этого сядьте в кресло и откиньте спинку сиденья. Установите левую ногу на педаль сцепления. В правильной позиции она должна быть немного согнута в колене. Подтяните кресло вперед, чтобы правая рука смогла без отрыва спины от кресла включить самую дальнюю передачу. Вытяните руки вперед: они также должны доставать до верхней точки руля без отрыва спины от кресла. При верной регулировке сиденья в процессе движения вы не будете ощущать руками и ногами массу своего тела. Они будут разгружены и быстрее отреагируют на любой сценарий на дороге.

• Важное правило: куда водитель смотрит — туда и едет. Видите лося, переходящего дорогу, с испугом думаете, что делать, и смотрите на него — обязательно на него и поедете. То есть водитель не видит вариантов, как избежать столкновения. Нужно смотреть в сторону от препятствия, куда будете маневрировать, тогда шансов объехать опасное препятствие гораздо больше.

• Если случился занос, важно правильно работать рулем. Если едете по прямой дороге, то, как правило, он несильный. Но часто водитель из-за неверных маневров сам раскачивает машину до разворота. Если понимаете, что заносит, совершите быстрое короткое движение “повернуть — выпрямить” руль в том направлении, куда нужно ехать. При этом не важно, какой привод у автомобиля. А вот при сильных заносах важна работа с газом: при переднем и полном приводе его нужно добавить, при заднем — приотпустить.

• Экстренное торможение — самый сложный психологический рефлекс. Для снижения скорости на автомобиле без АБС тормозить нужно ступенчато, с включенным сцеплением, которое необходимо выжать, когда обороты двигателя снизились, чтобы тот не заглох. У многих начинающих водителей есть привычка: при торможении обязательно выключать сцепление. Но на высокой скорости выжатое сцепление приведет к неустойчивости автомобиля и возможному заносу. Нельзя останавливать машину, нажимая сильно и долго на педаль тормоза, — из-за резкого перераспределения веса на передние колеса вас может сильно занести. Если у автомобиля АБС, то колеса лишь кратковременно блокируются, и автомобиль двигается в направлении, заданном до начала торможения. Поэтому связка тормоз — сцепление до полной остановки — верная техника. Если же предстоит маневр, не отпускайте педаль тормоза, снижайте скорость и маневрируйте с включенным сцеплением.

• Чтобы научиться уверенно контролировать свой автомобиль, можно выполнять несколько упражнений. Например, развить чувство педали газа: попробуйте на свободной дороге в движении удерживать постоянную скорость. Стрелка спидометра при этом не должна отклоняться от своего положения. Упражнение можно делать как на ровной дороге, так и на подъемах и спусках. Для тренировки удержания постоянных оборотов двигателя включите нейтральную передачу, зафиксируйте машину стояночным тормозом и нажмите педаль газа, чтобы стрелка тахометра поднялась, например, до 2500 оборотов. Делайте это, пока вам не удастся одним нажатием педали попадать на заданные обороты. Затем нужно научиться удерживать постоянные обороты некоторое время, например 10 секунд. После этого аналогичное упражнение можно делать и на других оборотах — 2000, 3000 и так далее.

Подготовила Алена ПРОКИНА

prokina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter