Из жизни «оранжевой принцессы»

Выросшая без отца и крепкого дома, она не только пробилась к вершинам украинской власти, но и заняла там самое видное место

Какая девочка не мечтает стать принцессой? Наверное, лишь та, которая родилась в королевской семье. Семья Юли Григьян, родившейся 27 ноября 1960 года в Днепропетровске, королевской явно не была. Мать работала на нескольких работах, чтобы прокормить дочь и заработать на хоть какое-нибудь жилье — им было негде жить. Отец бросил семью, когда дочери было два года. Кто тогда мог предположить, что спустя несколько десятков лет Юлия сумеет воплотить в жизнь девичью мечту, грубо формулируемую выражением «из грязи в князи»?

Выросшая без отца и крепкого дома, она не только пробилась к вершинам украинской власти, но и заняла там самое видное место, создав пятую по мощи на пространстве СНГ бизнес-структуру. Сегодня происхождение Юлии Тимошенко скрывается столь активно, что тайной стала даже ее девичья фамилия. Оба варианта фамилий родителей (Григьян и Телегина) не афишируются по политическим причинам, поскольку свидетельствуют о неукраинском происхождении, а в Киеве любят «национально полнокровных» политиков.

Восхождение будущей «газовой принцессы» к вершинам власти было делом непростым. Благо на пути попадались подходящие мужчины. Готовые подставить и плечо, и кошелек. Первая серьезная удача пришла к Юлии, когда у нее зазвонил телефон и юноша, который ошибся номером, пригласил девушку на свидание. Кончилось все тем, что Юля женила на себе молоденького сынка днепропетровского босса областного масштаба Геннадия Тимошенко и почти сразу стала реальным главой семейства. В последующем муж Александр всегда был лишь тенью «газовой принцессы». По словам досужих журналистов, он никогда не принимал важных управленческих решений и даже на светских раутах выглядел как-то неуверенно (а затем вообще впал в немилость, и супруга стала поддерживать с ним лишь «дружеские» отношения).

Удачный брак с отпрыском номенклатурного начальника открыл Юле неплохие перспективы, о которых девочка из простой семьи вряд ли могла даже мечтать. Она не только поступила, но и успешно закончила экономический факультет Днепропетровского государственного университета. Считается, что Юлия впервые в полной мере проявила свои экономические таланты и знания в те годы, когда в СССР начался ползучий переход к капитализму. Согласно ходящим по Киеву легендам первоначальный капитал семья Тимошенко сколотила на торговле видеопродукцией. Так это или нет, судить не берусь. Разумеется, бывают женщины, которые пробиваются сами, благодаря своему уму и талантам.

С уверенностью можно сказать лишь то, что и Юлия Владимировна, и ее бизнес перешли на совершенно другой уровень в начале
90-х годов. Сразу после того, как ее близким другом стал Виктор Пинчук — человек, ставший впоследствии зятем Леонида Кучмы, олигархом с состоянием в полмиллиарда долларов и статусом монопольного поставщика магистральных труб для «Газпрома». Еще лучше дела пошли после того, как в 1994 году днепропетровец Леонид Кучма стал президентом Украины. Естественно, днепропетровский клан, щупальца которого моментально протянулись к украинской экономике, быстро стал самым могущественным в республике.

Неформальным лидером днепропетровцев являлся тогда глава Днепропетровской области Павел Лазаренко. Юлия Тимошенко очень быстро стала его «правой рукой». Злопыхатели и по сей день утверждают, что в ней будущего премьера привлекла ее красота. Но на то они и злопыхатели – разве могут они понять, что после того, как Пинчук «ушел к другой», основой отношений Лазаренко и Тимошенко стал «просто бизнес»? Что до внешней привлекательности, то наблюдательные люди уже давно заметили, что в жизни Юлия гораздо меньше напоминает финалистку конкурса красоты, чем на фотографиях. Объясняется этот феномен просто. Большинство появляющихся в прессе парадных портретов делаются ее личным фотографом. Все фото тщательно ретушируются, визируются самой мадам и только потом передаются в СМИ.

Близкое знакомство с Лазаренко принесло Юлии Владимировне ощутимые дивиденды. При его содействии и при помощи свекра Геннадия Тимошенко она возглавила гигантскую корпорацию «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ). Лазаренко в свою очередь обязал все крупные предприятия Днепропетровской области покупать у нее энергоносители.

В 1996 году, во времена премьерства Лазаренко, Тимошенко появилась в Киеве. Вскоре возглавляемая ею корпорация превратилась в монополиста на рынке газа в Украине, а в руках «газовой леди» оказалось около четверти украинской экономики. Тимошенко стала не только весьма богатой, но и очень влиятельной женщиной. Именно тогда, по информации украинской Генеральной прокуратуры, вследствие незаконной деятельности корпорации за пределы республики было вывезено более
1 млрд. 100 млн. долларов (из них около 100 млн. чудесным образом оказались на личных счетах П.Лазаренко). В Генпрокуратуре утверждают, что пик операций выпадает на 1996—1997 годы, когда ЕЭСУ возглавляла Юлия Тимошенко. Как бы там ни было, но в то время как «Газпром» жаловался украинским властям на хроническое воровство из транзитной трубы и сетовал на потерю без малого миллиарда долларов, бизнес Юлии процветал. Кроме того, в Украине произошло труднообъяснимое на первый взгляд явление: не имея газовых месторождений, достаточных для покрытия собственных нужд, она умудрялась продавать газ на экспорт в Восточную Европу!

Но все имеет свое начало и свой конец. Премьер-министр Лазаренко, сделавший много доброго для госпожи Тимошенко, начал терять чувство реальности. Он не только поставил себя над системой президентской власти, но и попытался (не без помощи компании Юлии) сосредоточить в своих руках почти монопольную экономическую и политическую власть в Украине. Мало того, Лазаренко стал демонстрировать пренебрежительное отношение к Кучме и перестал делиться неформальными доходами с «товарищами» по клану. Кончилось все тем, что за полгода до президентских выборов Лазаренко был лишен депутатской неприкосновенности и в спешном порядке улетел в США. Там его тепло встретили и посадили в калифорнийскую тюрьму. Неизвестно, какую роль сыграла в его падении Тимошенко. Но то, что она после этого стала перемещаться по городу с четырьмя охранниками, факт бесспорный. Даже по охраняемым помещениям Верховной рады за ней ходили шкафообразные хлопцы (это при том, что приводить в парламент охрану не позволялось ни одному депутату).

Падение всемогущего премьера почти никак не сказалось на бизнес-проектах и «газовых» схемах умной женщины. К этому времени Тимошенко уже стала частым гостем Рема Вяхирева. С престарелым, но еще бодро державшимся главой «Газпрома» у Юлии очень быстро завязались «прекрасные отношения». Злые языки и перья почему-то полюбили историю о том, как Вяхирев выгнал из кабинета официальную украинскую делегацию, согласившись разговаривать лишь с одной Юлей. И только наедине.

Один российский бизнесмен, тесно общавшийся с Юлией Владимировной в те годы, описывал ее как типичную бизнесвумен, лишенную всякого интереса к государственной деятельности: “Разговоры Юли отличались тогда предельным цинизмом. Она обильно использовала матерную лексику и ни о ком из своих знакомых не говорила с уважением. Все люди рассматривались с точки зрения полезности либо бесполезности. Об украинских националистах она тогда говорила с раздражением и презрением. Впрочем, теплого отношения к Москве у нее тоже не было. В отличие от бизнеса политика ее тогда не интересовала”. Так было до 1997 года. Но уже во второй половине 90-х Юлия Тимошенко занялась политикой вплотную.

В этом ей помог новый друг, очередной украинский премьер, пользовавшийся симпатиями американских женщин и политиков, — Виктор Ющенко. Он назначил Юлию вице-премьером своего правительства. Этому удивился даже Джордж Сорос, описавший ситуацию с ее назначением фразой «браконьера назначили лесником». Но Ющенко все равно был в восторге от своего решения, эмоционально расхвалив «браконьершу» в интервью «Известиям»: «Слышите, как она на совещаниях кричит? Это она энергорынок расчищает». Юля действительно и словом, и делом зачистила энергетическую сферу, в которой делали деньги все кому не лень, а должны были только свои.

Дружба с Ющенко, превратившимся из украинского премьера в «американского зятя», головокружение от успехов (каковым обычно считают нежелание делиться), приведшие к разногласиям с президентом Кучмой, бросили Тимошенко в стан оппозиции. Власть всерьез обиделась. Сначала повязали ее мужа Александра за хищение государственных средств при экспорте металлопроката в страны Дальнего Востока. По мнению украинских прокуроров, он «зажал» около 800 тысяч долларов. Юлия объяснила публике, что это не простая уголовщина в особо крупных масштабах, а расправа с политической подоплекой, инициированная «Кучмой и олигархами». Ей самой были предъявлены обвинения в контрабанде, уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах и подлоге документов. Параллельно Главная военная прокуратура (ГВП) России возжелала допросить Тимошенко по делу о взятках в высших кругах российского Министерства обороны. Нанесенный ущерб прокуроры оценили в 98 млн. долларов.

15 сентября 2004 года ГВП РФ заявила о вызове Ю.Тимошенко на допрос и направила в Ген­прокуратуру Украины соответствующее международное поручение. Однако госпожа Тимошенко отказалась покидать пределы Украины, назвала вызов на допрос «провокацией» и написала ген­прокурору В.Устинову письмо с просьбой не мешать «освободительной борьбе народа Украины». Вскоре после этого, 7 декабря, на официальном сайте Интерпола в рубрике «Разыскиваются» появился ордер на ее арест, сопровождавшийся так называемым красным грифом, что означало занесение Тимошенко в разряд опасных преступников. Однако уже вечером Интерпол потребовал от РФ дополнительной информации по делу Тимошенко, а ордер на арест с сайта исчез и больше там не появлялся.

Некоторые медиа утверждали, что «во время неофициальных контактов с представителями российских следственных органов, имевших место на территории Украины, Тимошенко Ю.В. неоднократно занимала конструктивную позицию и давала согласие на негласное сотрудничество как в очной, так и в заочной форме с российскими правоохранительными органами. По ряду эпизодов это сотрудничество оказалось продуктивным». Так это или не так – судить сложно. Но в настоящий момент обвинения с Тимошенко почему-то сняты.

Сегодня «оранжевая принцесса» чувствует себя достаточно уверенно. Украинские СМИ часто сообщают о слухах, согласно которым личное состояние Юлии Тимошенко составляет порядка 1 миллиарда долларов. А вот газета «The Wall Street Journal Europe» оценила бизнес Тимошенко в 11 млрд. Этой цифре могли бы позавидовать даже российские олигархи в период своего всевластия. Кроме слухов, СМИ в последнее время заполонили сообщения о том, что «газовая принцесса» собирается стать королевой и уже заявила о своих президентских амбициях. Воплотятся они в жизнь в 2009 году или нет, это, как говаривал красноречивый В.С.Черномырдин, «вопрос риторический». Главное, чтобы ее подданным хватило газа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter