25 миллиардов евро спрятали от налоговой 20 крупнейших банков семи европейских стран

Из жизни банков

25 миллиардов евро. Именно столько денег спрятали от национальных налоговых служб 20 крупнейших банков семи европейских стран в государствах и на территориях, позволяющих избегать налоговых отчислений. Об этом говорится в докладе, подготовленном экспертами международной организации по борьбе с бедностью и социальным неравноправием Oxfam International. В списке OXFAM значатся BNP Paribas, HSBC, Credit Agricole, RBS, Deutsche Bank и другие крупнейшие европейские банки, которые продолжают пользоваться офшорными зонами для извлечения максимальных прибылей.


Банки Германии, Франции, Британии, Италии, Нидерландов, Испании и Швеции прячут значительную часть доходов от налогов своих государств в странах с льготным налогообложением иностранных компаний. С точки зрения законодательства их действия нельзя считать преступными — формально они действуют в пределах законов. Но с точки зрения социальной и политической обстановки да еще накануне выборов в той же Германии и Франции банкиры играют с огнем. В прошлом году утечка сведений из базы данных панамской компании Mossack Fonseca, помогавшей своим многочисленным клиентам уклоняться от уплаты налогов, пролила свет на темную сторону глобальной финансовой системы. Оказалось, что в ее тени успешно прячут свои денежки многие известные политики и даже лидеры государств...

Европейский парламент после панамского скандала провел специальное расследование и поручил проанализировать неэффективные нормы законодательства ЕС, позволяющие находить лазейки для отмывания денег и уклонения от уплаты налогов. Отчет о работе комиссии как раз должен быть представлен на предстоящей летней сессии Европарламента.

Что ж, благодаря нынешнему очередному расследованию OXFAM евродепутатам предоставлена новая информация к размышлению.

Два десятка банков получили в офшорных зонах 26% прибыли, имея там оборот, составляющий 12% от общего объема и лишь 7% персонала.

Наибольшая доля прибыли — 29%, полученной в офшорных зонах, приходится на Люксембург и Ирландию — государства — члена ЕС.

Только британский банк Barclays, считающийся пятым по величине кредитным учреждением Европы, зарегистрировал в Люксембурге 557 млн евро, уплатив с них 1 млн евро налогов, что соответствует эффективной налоговой ставке 0,2%. В Люксембурге европейские банки в целом разместили 4,9 млрд евро, что превышает совокупную прибыль, показанную в 2015 году Великобританией, Швецией и Германией.


В Oxfam также обнаружили, что европейские банки заплатили нулевой налог на прибыль, полученную в таких налоговых убежищах, как Бермудские острова, Каймановы острова и остров Мэн.

RBS, Societe Generale, UniCredit, Santander и BBVA в Ирландии удалось даже получить прибыль, которая превысила их годовые обороты. Ставки налога, уплаченного на эти большие прибыли, часто были намного ниже, чем ставки корпоративного подоходного налога в Ирландии в 12,5% (одна из самых низких ставок в ЕС).

Работа в «налоговых гаванях» очень выгодна банкам, отмечается в докладе OXFAM. Если в основных структурах европейских банков на одного работника приходится по 45 тыс. евро прибыли в год, то в офшорах — по 171 тыс. евро.

Кроме того, не менее 628 млн евро прибылей были размещены в таких «налоговых гаванях», где у этих банков нет отделений или представительств. Так, французский BNP Paribas разместил 134 млн евро на Каймановых островах, где у него нет ни одного сотрудника. Немецкий Deutsche Bank в это же время объявил о финансовых потерях в Германии и прибыли в 1,9 млрд евро, полученной в офшорных зонах за пределами страны.

...Нельзя сказать, что против сокрытия доходов ничего не делается. Доступ к банковской отчетности и аудиту OXFAM получила потому, что в Евросоюзе действуют новые нормы, которые обязывают банки публиковать не только полученные прибыли, но и налоги, которые были уплачены, в каждой стране, где такое финансовое учреждение ведет свою деятельность.


Скандал с панамскими документами дал толчок в том числе для создания «черного списка» офшоров, которым занялась «большая двадцатка». К следующему саммиту G20, который должен пройти в июле в Гамбурге, должен быть подготовлен список стран, которые не участвуют в обмене налоговой информацией.

Создание офшоров само по себе не является противозаконным. Вопрос вызывает другое. А именно, должны быть прозрачны любые движения средств по счетам так называемых политически значимых лиц, то есть известных политиков и других ВИП–персон. У них по определению не должно быть средств, которые бы не фигурировали в их официальной декларации о доходах и имуществе. Однако кто спрятал в офшорах те 25 миллиардов, что вскрыла OXFAM? Вряд ли эти деньги принадлежат рядовым европейским труженикам.

Впрочем, проблема касается не только граждан ЕС, и она гораздо шире, нежели просто неуплата налогов. Вспомним недавние протесты «Оккупируй Уолл–стрит» против финансовой элиты. Финансистам послан сигнал о том, что надо соизмерять свои аппетиты — не наживаясь на каждой транзакции, проведенной любым из нас в банке, а сосредоточившись на реальных проектах экономики.

К сведению

В 2014 году в ведущих европейских газетах были опубликованы материалы о том, как крупные компании, такие как Ikea, Apple, Pepsi и Amazon, заключали с правительством Люксембурга соглашения о предоставлении льготного налогового режима. Проводя деньги через свои дочерние компании в этой стране, корпорации экономили миллиарды долларов налогов. В списке тех, кто пользовался такой схемой, были и российские компании: «Альфа-Групп», Evraz, «Газпром», Home Credit, РЕСО и Сбербанк.


Это разоблачение получило название LuxLeaks («люксембургские утечки»), оно вызвало международный скандал, от которого пострадал в том числе и нынешний глава Еврокомиссии, а тогда премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter