Из-за нерадивых руководителей работники не должны терять пенсию

Интересы человека–труженика всегда должны быть под защитой государства...

Интересы человека–труженика всегда должны быть под защитой государства. Об этом принципиально напомнил Президент на недавнем совещании о работе экономики в 2012 — 2013 годах: «Людей мы в обиду не дадим, особенно тех, кто хочет хорошо жить, зарабатывать на свою семью и готов приложить свой труд». Проблема, о которой пойдет речь ниже, касается тружеников, уже отработавших свой срок, — пенсионеров. Почему стала возможной ситуация, когда вышедшие на заслуженный отдых люди не по своей вине лишились части пенсии? В ситуации разбирался собственный корреспондент «СБ».


У жительницы Бобруйска Светланы Балыко трудовой стаж — почти 38 лет. 33 из них отдано Бобруйской мебельной фабрике им. П.Осипенко. Полжизни, можно сказать... За такую преданность Балыко отплатили черной неблагодарностью. Когда Светлана Сергеевна начала оформлять пенсию, оказалось, что получить ее она сможет не за все время, что отработала на фабрике. 7 лет тяжелейшего труда — и шлифовальщицей была, и другой нелегкой работы не чуралась, — в трудовой стаж не вошли. Словно их и не было вовсе...


По закону в стаж засчитывается лишь тот период, за который наниматель заплатил обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения. А эти взносы за разные промежутки времени, в общей сложности составившие 7 лет, за Балыко не были перечислены. Бывшая работница фабрики пенсию, конечно, получает — но меньше, чем могла бы. За июль, например, потеря составила 175 тысяч рублей. Разница для инвалида III группы весьма существенная. За эти деньги Светлана Сергеевна могла бы купить необходимые ей лекарства. Разрешится ли проблема? Кто знает... Фабрика сейчас проходит процедуру банкротства. И появятся ли у нее средства, чтобы рассчитаться по долгам, неизвестно. Как неизвестно, сможет ли Балыко вернуть недополученные деньги.


Случай возмутительный, но далеко не единственный. В этом же городе — Бобруйске — есть совместное общество с ограниченной ответственностью «Топгарден». Каждому из 39 работников регулярно начисляется заработная плата. Но страховые взносы в Фонд соцзащиты «Топгарден» не перечисляет. Задолженность уже почти 185 миллионов рублей! И больше всего от этого страдают люди. Недавно три работника оформляли пенсию. Как и в случае с Балыко, время, за которое не перечислялись взносы, в трудовой стаж не вошло. Соответственно каждому почтальон раз в месяц будет приносить меньше денег, чем реально человек заработал.


У Вячеслава Дылевского — руководителя «Топгардена» — интересуюсь, в чем провинились его подчиненные? Он в разговоре краток:


— Проблема в том, что денег на счете нет. Но я ведь не отказываюсь платить. С долгами обязательно рассчитаюсь.


Вот только когда? Срока руководитель не назвал.


Начальник Могилевского областного управления Фонда социальной защиты населения Леонид Шкрадюк говорит, что в области еще несколько предприятий не платят обязательные отчисления в фонд. Приходится вызывать их руководителей, обращаться за помощью к председателям районных администраций и райисполкомов. Проблема худо–бедно решается. Но на некоторых повлиять никак не удается. Можно, конечно, подать в суд, что, собственно, и делается. Но даже решение о взыскании не гарантирует, что организация станет сразу платить страховые взносы за своих работников. Сначала она обязана выдать зарплату, рассчитаться по налогам и коммунальным платежам. И где выход?


Начальник управления контроля бюджетно–финансовой и социальной сферы Комитета госконтроля Могилевской области Олег Стригун констатирует:


— За неуплату налогов грозит уголовная ответственность. Неуплата страховых взносов — административное правонарушение. Наказание — штраф 10 базовых величин. Если фирма, имеющая задолженность перед Фондом соцзащиты, будет ликвидироваться, долги ей могут списать при условии, что на счете ноль и нет никакого имущества. Но кто в таком случае компенсирует потери пенсии честно трудившимся людям?


Недавно сотрудники КГК обратились в Министерство труда и соцзащиты с предложением инициировать внесение изменений в законодательство. По их мнению, должны быть созданы механизмы, которые реально защитили бы будущих пенсионеров от недобросовестных нанимателей. Однако из министерства ответили: необходимости в корректировке нет. Достаточно того, что работник имеет право получать информацию от работодателя об уплате им страховых взносов.


Поспорю. В теории, может, это выглядит и неплохо. А на практике? Представьте себе многотысячное предприятие, каждый из работников которого решит узнать подробности выплат страховых взносов. Работа бухгалтерии будет парализована. Да и не все люди способны требовать — даже то, что положено им по закону.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter