Из всех искусств…

29-й Московский международный кинофестиваль завершил свою работу Гран-при вручен фильму Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными» (Россия), а приз имени Станиславского «Я верю» — звезде мирового экрана Даниэлю Ольбрыхскому.

Что было и чего не было
Столпотворения звезд не было — режиссеры и актеры приезжали в Москву представлять свои новые фильмы. Любимец ММКФ Франсуа Озон («8 женщин», «Бассейн», «Время прощания») приезжал с фильмом «Ангел», а легендарный создатель «Мужчины и женщины» Клод Лелуш – с «Железнодорожным романом», закрывшим московский кинофорум.
Основной конкурс отличался стабильностью — примерно половина картин из  19 могли претендовать на призы. В том, что единогласия в выборе не было, признались члены всех жюри. И это хороший знак. Отдавая должное отборщикам программ, следует отметить, что в фильмах этого года заметно поубавилось запредельного криминала, крови, насилия, гораздо реже «ласкали» наш взор геи, лесбиянки, некро- и зоофилы всех мастей. Хотя один скандальный фильм «Вива» (США), названный критиками «стилизацией под порно 70-х», в конкурс все-таки просочился. Две домохозяйки из штата Калифорния, охваченного сексуальной революцией, «ищут себя» в борделе, в коммуне нудистов, в гламурной фотомастерской, на конкурсе молодых талантов, разгуливая по экрану большую часть времени в чем мать родила.
Отделить тонкости «стилизации» от собственно действия не удалось,  видимо, не только мне. Корреспондент Радио «Свобода» Имомбек Абдусаидов на пресс-конференции спросил Анну Биллер, режиссера, продюсера и исполнительницу главной роли в этом «авторском» кино, не считает ли она, что своим фильмом пропагандирует разврат в России, в чем и так недостатка нет. «Не беспокойтесь о людях, они во всем разберутся сами», — ответила создательница явно не того «авторского» кино, за  которое ратовал  Эмир Кустурица.
О чем не умолчали призеры
Зрители отдали свой приз «Незнакомке» Джузеппе Торнаторе (приз жюри «За лучшую режиссуру») и «Мольеру» Лорана Тирара (приз «За лучшую мужскую роль» Фабрису Лукини), как всегда, точно угадав кино, сделанное во имя человека. Надо сказать, иммигрантки из Восточной Европы, а именно из Украины, пользовались повышенным спросом на фестивале. Кроме «Незнакомки» в программе «Восемь с половиной» был показан фильм австрийского режиссера Ульриха Зайдля «Импорт — Экспорт». Фильмы сняты на реальной основе: известно, что в сфере секс-услуг молодые украинки претерпевают на Западе жуткие издевательства. А героиня «Незнакомки» Ирена и вовсе попадает на конвейер производства детей на продажу.
Остросюжетная драма классика Торнаторе захватывает. Избавившись от мучителя, Ирена устраивается няней в семью, где, по ее предположению, живет ее 9-летняя дочь. Тема «Незнакомки», как и других картин конкурса («Путешествие с домашними животными», «Путина», «Временное освобождение»), высокогуманна — человек падший всегда может подняться и вернуться к нормальной жизни. Единственное «но» — увлеченный страстным желанием дать зрителям импульс в борьбе со злом режиссер преступает грань. Обучая свою дочь умению выживать, Ирена твердит ей: «Если тебя ударили, ударь в ответ. Первого попавшегося, не важно кого». Что это? Новая мораль? Спор с Богом?.. А скорее всего, подтверждение того, что кинорежиссеры очень редко творят на территории Бога. Безбожие – путь большинства, увы.
Наиболее точно и тонко заявлена тема обретения человеком своего «я» в этом мире в картине Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными». Жена стрелочника с маленького разъезда, взятая им когда-то из детского дома в качестве бесплатной работницы (Полина Кутепова), после смерти мужа оказывается перед необходимостью жить дальше. И открывает,  что жизнь — это, оказывается, совсем не то, что она знала до сих пор.  Мир имеет вкус, цвет и запах, а отношения с мужчиной могут стать взлетом в другую реальность. «Спасибо Московскому фестивалю, что он поддерживает такое кино», — сказала Вера Сторожева, получив Гран-при.
Ксения Кутепова, как и Ксения Раппопорт (Ирена в «Незнакомке»), претендовали на «Лучшую женскую роль», но приз получила достойная  их конкурентка Кирсти Стубо («Опиум», Венгрия-Германия-США). Не было возражений у прессы и по поводу вручения спецприза жюри фильму «Русский треугольник» Алеко Цабадзе (Грузия) – о том, как война (здесь с признаками чеченской) коверкает судьбы людей. Снайпером становится учитель русской литературы, любитель Федора Достоевского.
«Русский след» обнаружился во многих лентах — на русском языке снят фильм Евы Нейман
«У реки» (Украина) и «Дети СССР» Феликса Герчикова (Израиль). Знаком того, что Россия все в большей степени привлекает кинематографистов мира, стало и то, что Эмир Кустурица  намерен снять свой новый проект здесь. Пока колеблется, проявляя интерес, Франсуа Озон, есть и другие…
Цифры, слова и дела
Статистика фестиваля такова: за 10 дней около 100 тысяч зрителей посмотрели до 200 фильмов. Успехом пользовались абсолютно все  программы, в том числе ретроспективы Эмира Кустурицы, Роберта Олтмана, Милоша Формана, Андрея Тарковского. В Доме кино, как обычно, прошел показ Российской программы и «круглые столы», посвященные сценарному кризису, непопулярности российского кино на Западе, фестивальному движению в России. Наиболее актуальным нам показался «круглый стол» «Сериалы против кино», в котором принял участие Никита Михалков. Критиков «низкого жанра» оказалось много, хотя уровень продаж сериалов, сказал продюсер Сергей Члиянц, в разы превышает объемы продаж кино. Утешило то, что кино называли «искусством»,  а сериалы — «бизнесом». И постановили, что сериал «полезен» только в смысле предоставления работы кинематографистам. «Постой-ка сегодня здесь, — говорят соискателю, — а завтра будешь директором».  Такова реальность.
Александр Атанесян обнародовал цифры: из 180 фильмов, выпущенных в прошлом году, только 7 процентов считаются хорошими. Таково же соотношение в сериальном производстве. Можно предположить, что авторы сериалов, зная, что только 3 процента людей воспринимают искусство (статистика главреда «Искусства кино» Даниила Дондурея), изначально ориентируются на 97 процентов потребителей, выпуская в свет те самые 93 процента сериальной продукции. Контроль за  совершенно разными процессами, никак не подразделяя их, ведет, как известно, ФАКК. Вот здесь и зарыта собака…
«Бороться с сериалами бессмысленно», — признал Никита Михалков и предложил создать Академию для работы с профессиональными актерами, чтобы не потерять окончательно школу актерской игры. Максим Стишов, сценарист и продюсер многих сериалов, предложил правильно отбирать мейкеров, внушая авторам простую мысль: «Не имеешь возможности честно сделать сериал – не берись». Остается надеяться, что слово сказано и когда-нибудь оно преобразуется в действо.
В состоянии выбора
Во второй раз на фестивале, грозя обернуться еще одним конкурсом, прополыхала программа документального кино Сергея Мирошниченко и Григория Либергала «Свободная мысль». Поразила картиной «Багдад. Скорая помощь» Джона Альперта (США), снятой в режиме онлайн в «зеленой зоне» Багдада. Ставший классикой документ об американской войне в Ираке. Удивила «Великим Молчанием» Филиппа Грёнинга (Германия) — о жизни монахов в древнем католическом монастыре. Всего было показано 14 фильмов лучших документалистов мира, наблюдающих современного человека в момент непростого выбора…
В ситуации выбора до недавнего времени находился и сам ММКФ. И вот выбор сделан – фестиваль в рабочей спецовке, похоже, на верном пути. Сверхзадача ясна — уже в ближайшие годы подтвердить принадлежность к классу А, а значит, собрать наконец в конкурсе не одну или две, а с десяток картин первых режиссеров мира.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter