“Из тьмы веков я вижу лица...”

Путешествие во времени вместе с доктором исторических наук Вячеславом Шведом.

— Начнем наше путешествие по Гродно современному, но обращаясь к времени прошедшему, от одного из древнейших исторических памятников нашего края — Коложской церкви, — предлагает Вячеслав Витальевич. — Эта церковь стоит на крутом берегу Немана, в ХIХ веке стена, обращенная к своенравной и стремительной реке, обрушилась, но та, что сохранилась, впечатляет — ее кирпичам почти тысяча лет. Ветра веков обдували их, но глазурь крестов в стенах чиста, словно только что выполнена.
Во второй половине ХII века гродненские князья Борис и Глеб пригласили зодчего Петра Милонегу, чьим умением и воздвигнута церковь, ставшая Борисоглебской. Вообще, Гродно основан предками белорусских племен, которые в период VI—VII веков жили здесь. Сам Гродно формировался со второй половины
X века, хотя наш современник историк Михаил Ткачев, проводя в Гродно раскопки и исследования, пришел к убеждению, что городу Гродно не менее тысячи лет.
Существует предание, что здесь же, возле Коложской — она же Борисоглебская — церкви, покоится прах славного воина Давыда Городенского, правнука знаменитого Александра Невского. Давыд 25 лет был старостой Гродненским, оборонял город от крестоносцев, которые совершили на наши земли 20 набегов, и не потерпел ни одного поражения. Оборонял он и Новогрудок, и Пскову помогал, поскольку его отец был псковским князем. Водил свои отряды в отместку за набеги крестоносцев на Бранденбург. Следом за ним вспомним князя Витовта Великого. Он обустроил центральную часть Гродно, построил первый каменный замок на месте нынешнего Старого замка. Именно здесь теперь во время проведения Всебелорусского фестиваля национальных культур располагается литовское подворье. При Витовте на Гродненщине стали селиться татары. Полки Великого княжества Литовского совместно с польскими, русскими, чешскими полками разбили крестоносцев в Грюнвальдской битве. Для похода полки собирались здесь, в Гродно. Произошло это в 1410 году.IV.jpg
А в 1496 году Великий князь Литовский Александр, тот самый, который женился на дочери Московского князя Ивана III, дал Гродно самоуправление по Магдебургскому праву, что способствовало более динамичному развитию экономики города. Вскоре, а именно в 1541 году, королева Бона Сфорца пожаловала городу герб, который мы знаем в его нынешнем виде. Так, незаметно перешагивая века, мы подошли ко времени короля Стефана Батория — чрезвычайно яркой фигуре государственного, военного, политического деятеля. Наверное, именно с этого времени Гродно можно называть королевским городом. Венгр по национальности, человек с университетским образованием, он сделал полюбившийся ему Гродно второй столицей Речи Посполитой, прожив здесь 7 лет до самой своей смерти в 1586 году. И так вышло, что даже сама смерть монарха послужила славе Гродно — здесь было произведено вскрытие тела короля, первое известное в Восточной Европе.
Стефан Баторий перестроил замок Витовта, привлек на берега Немана иезуитов, которые построили костел, открыли одну из первых аптек не только в ВКЛ, но и Речи Посполитой, построили коллегиум, в котором обучалась молодежь. Иезуиты были люди различных национальностей, они несли сюда свою культуру из Италии, Германии. При Стефане Батории был заложен известный ныне Фарный костел. На его открытии уже в 1705 году присутствовали король Речи Посполитой Август Сильный и русский царь Петр I. В эпоху Стефана Батория в Гродно проживало немало евреев, немцев, поляков. И хоть это время мы относим к польскому периоду,  город можно уже называть в определенной степени многонациональным.
Вспоминая даты, людей, события, мы прошли с Вячеславом Витальевичем от Борисоглебской церкви мимо Старого замка. Возле Нового замка поговорили о канцлере ВКЛ, гродненском старосте Кшиштофе Паце, который добился того, что каждый 3-й сейм Речи Посполитой стал проходить в Гродно. Именно в Новом замке прошло немало исторически значимых сеймов, страсти здесь кипели нешуточные — фильмы бы об этом снимать. Возле Фарного костела послушали звон костельных часов, заглянули в ту самую, первую в Беларуси аптеку: она и ныне действует, к тому же в ней расположен музей, рассказывающий об аптечном деле. Обогнули стену иезуитского коллегиума, который уже почти 200 лет используется как тюрьма, и спустились к парку Жилибера.
— Вторая половина ХVII века для Гродно знаменательна новым его расцветом, который произошел благодаря гродненскому старосте Антонию Тизенгаузу, — продолжает рассказ профессор Швед. — Открывались мануфактуры, приехали мастера из Западной Европы. Ученый-ботаник бельгиец Жан-Эмануэль Жилибер заложил в городе Ботанический сад. Был построен театр, появилась медицинская академия, балет, музыкальная капелла, архитектурная школа. В 18 веке население Гродно уже представляло из себя многонациональную конфедерацию, состоящую из народов литовского, белорусского, польского и русского, татарского, еврейского, немецкого, чешского. Они имели здесь свободное проживание, занимались торговлей, ремеслом.
— А в 1802 году на торжествах в честь образования Гродненской губернии в Гродно побывал император Александр I, — говорит историк. — И сразу вспоминаем самого знаменитого гродненского губернатора Петра Аркадьевича Столыпина. На одном из домов в центральной части города есть мемориальная доска, сообщающая, что здесь жил создатель международного языка эсперанто Лазарь Заменгоф. Примерно в это же время жили в Гродно художник Лев Бакст, прославившийся на весь мир оформлением балетных постановок Дягилевских сезонов в Париже. А вот Лейба Найдус известен тем, что он, один из первых еврейских поэтов, стремился развить светское направление национальной литературы, переводил Пушкина, Лермонтова. В Гродно начинал свой творческий путь ученый-славист, автор исследования “Белорусы” Ефим Карский. Его именем теперь названа областная библиотека. Проходим мимо памятника Элизе Ожешко, прожившей в городе много лет и здесь же похороненной, подходим к первому в Беларуси зоопарку — возник он в межвоенный период благодаря стараниям учителя биологии Яна Кохановского, расстрелянного фашистами в 1942 году. К этому периоду относится активная деятельность историка Юзефа Ядковского, основателя Гродненского историко-археологического музея.
Путешествуя по городу, можно вспоминать и рассказывать о многих замечательных людях разных верований и национальностей, привнесших в развитие культуры края, Европы, а то и мира что-то интересное. Гродненец Заменгоф создал язык эсперанто, чтоб ликвидировать между людьми языковой барьер, чтоб люди лучше друг друга понимали. Но есть еще всем понятный, объединяющий язык — язык общения через национальные культуры. Сегодня он в Гродно самый востребованный, самый популярный. И так будет продолжаться долго — всегда!

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter