Из тьмы веков светлеющие лики

Российские и белорусские реставраторы возвращают первозданный облик древним фрескам

За день реставратор раскрывает всего 10 квадратных сантиметров живописи.Практически на 100 процентов сохранилась фресковая живопись, созданная при жизни Преподобной Евфросинии, в основанной ею в XII веке полоцкой Спасо–Преображенской церкви. На днях российские и белорусские реставраторы завершили реставрацию живописи в алтарной части храма.


Живопись в алтаре, жертвеннике и диаконнике уцелела в первозданном виде. Еще Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещая церковь в 2009 году, удивлялся: «Храмов XII века на Руси осталось не так уж много, и во многих из них нет даже следов фресок. А здесь, в Полоцке, мы видим уникальный памятник». Предстоятель Русской православной церкви тогда посоветовал бережно относиться к наследию древности: «К сожалению, есть случаи, когда некоторые священники чрезмерно украшают старинные храмы позолотой и современными деталями интерьера, а их надо сохранять в первозданном виде. Реставрировать фрески нужно аккуратно, советуясь во всем с профессионалами».


Бригаду реставраторов возглавляет Владимир Сарабьянов, один из лучших мастеров своего дела, кандидат искусствоведения, реставратор высшей категории, главный искусствовед Межобластного научно–реставрационного художественного управления Министерства культуры России. Владимир Дмитриевич считает, что именно росписи Спасо–Преображенского храма, сохранившиеся от подошвы стен до скуфьи купола, делают его уникальным:


— В 1833 и 1886 годах весь храм был заново расписан масляными красками, до неузнаваемости исказившими древнюю декорацию. О существовании росписей XII века стало известно лишь в 20–е годы прошлого века: тогда экспедиция Центральных государственных реставрационных мастерских выполнила несколько пробных расчисток. И только в начале 90–х началась планомерная реставрация стенописи под руководством минского реставратора и искусствоведа Владимира Ракицкого. Его стараниями полностью раскрыты фрески купола и барабана, парусов и подпружных арок, фигуры нескольких святых в разных частях церкви. Кроме того, им разработан щадящий метод отслоения записи XIX столетия и переноса ее на новую основу, что позволило сохранить и ее для экспонирования — частично эти фрагменты можно увидеть в полоцкой художественной галерее.


Сарабьянов и его московские коллеги подключились к реставрации фресок в 2006 году. В 2009–м к работам приступили и художники–реставраторы из Минска под началом Юрия Малиновского. Сейчас мастера переходят к восстановлению росписей в северной и южной частях храма.


Игуменья Евдокия, настоятельница Спасо–Евфросиниевского монастыря, регулярно приходит в храм, чтобы проследить, как идут работы:


— Фреска XIX века отслаивается. Это масляная живопись. Она переносится на специальный материал и сохраняется. Под записью XIX века находится именно тот святой образ, перед которым молилась сама преподобная Евфросиния.


Процесс реставрации очень кропотливый. За день специалист раскрывает всего 10 квадратных сантиметров живописи. Пока что восстановлены более 270 квадратных метров фресок, а необходимо раскрыть еще около 490. Воссоздание уникальной живописи включено в программу «Культура Беларуси» на 2011–2015 годы. По постановлению Правительства ежегодно будет выделяться 1 млрд. рублей, чтобы реставрация фресковой живописи Спасо–Преображенской церкви завершилась к 2015 году.

 

Досье «СОЮЗа»


Храм, построенный по проекту зодчего Иоанна между 1128 и 1156 годами, единственный памятник XII века в Беларуси, сохранившийся почти в первозданном виде. Надстройки XVII–XIX веков над кровлей не нарушили византийскую основу памятника, наоборот — позволили сохранить уникальный конструктивный элемент — двухступенчатый ряд закомар («кокошников»), декорирующий ступенчатый переход от сводов к подкупольному барабану. В 2007 году купол позолотили.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter