В городе Актобе на оружейные магазины и воинскую часть напали экстремисты

Из степи повеяло холодом

Тревожные события в Казахстане. В городе Актобе на оружейные магазины и воинскую часть напали экстремисты. Их пытались обезвредить. В итоге число погибших в перестрелках достигло 17 человек. Трое местных жителей, трое силовиков и 11 экстремистов. Почти 40 человек получили ранения. В городе объявлен высший уровень террористической угрозы. Вчера ответственность за события на западе Казахстана взяла на себя некая «Армия освобождения Казахстана».



Депутат парламента, председатель комитета по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев связал теракты с деятельностью террористической группировки «Исламское государство» и предположил, что террористы вернулись в Казахстан из Сирии.

Так кто же стоит за этими кровавыми событиями в Казахстане? Вопрос не праздный, учитывая, что наши страны связаны тесными узами. Я попросила прокомментировать ситуацию политологов из Астаны и Минска с двух сторон. Первым делом я задала свой вопрос известному казахстанскому политологу Данияру Ашимбаеву, связавшись с ним по телефону.

— Если речь идет о терроризме, то как он мог возникнуть в Казахстане и насколько связан с мировыми террористическими центрами?

— При нынешней социальной ситуации в стране, когда существует много безработных, не способных встроиться в экономические процессы, многие из них оказываются вовлечены либо в криминальные группировки, либо в радикальные структуры. В том числе и те, что связаны с международным терроризмом. На мой взгляд, международный терроризм преследует две главные задачи. Во–первых, это привлечение финансовых средств. А во–вторых, вербовка добровольцев в Афганистан и Сирию. Надо заметить, что исламистская пропаганда активно транслируется через телеканалы некоторых соседних государств. Исламисты поставили себе целью создание лояльной для себя зоны влияния в западном Казахстане, где как раз и находится город Актобе. Это крупнейший нефтегазодобывающий регион страны. В то же время здесь существует избыток рабочей силы, что создает возможности для вербовки.

— Насколько эффективно противодействует этому государство?

— В последнее время выявлено немало сетей тех, кто занимался вербовкой людей. Пресечена деятельность агитаторов и распространителей соответствующей религиозной литературы. Ужесточено законодательство. Как ни странно, все произошедшее в Актобе можно назвать и результатом ужесточения мер со стороны государства по пресечению выезда добровольцев в зоны боев на Ближнем Востоке. Если они не могут отправиться воевать в Сирию, то предпринята попытка совершить террористическую вылазку на территории города.

А как видится ситуация, глядя из Минска? Является ли она частью какого–то большого замысла международного терроризма? Я задала этот вопрос специалисту по Центральной Азии, доценту факультета международных отношений БГУ Розе Турарбековой.

— Так как эта террористическая акция носит спонтанный характер, то говорить, что она является частью большого плана, очень сложно. Но будем наблюдать, так как сейчас будет появляться все больше достоверной информации, и тогда можно будет делать серьезные выводы. Если говорить об угрозе международного терроризма в Казахстане, то, сравнивая с остальными странами Центральной Азии, она выражена в меньшей степени. Казахстан более удален от Афганистана или Ближнего Востока. Тем не менее исламистская пропаганда проходит и в Казахстане. На сегодняшний день специалисты говорят о так называемых спящих террористических ячейках, которые в определенный момент начинают действовать. Кстати, нынешний теракт не является первым. Угроза присутствует, над ней спецслужбы работают, и к ней надо относиться серьезно...

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 106 (24988). Вторник, 7 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter