Из слов венки сплетая...

Говорят, поэты, как никто из творцов, ранимы.
Говорят, поэты, как никто из творцов, ранимы. И более других им нужны понимание и поддержка. Читателей. Коллег. Согласен, лично знал многих стихотворцев. Естественно, понимание и поддержка коллег в начале творческого пути часто вообще предопределяют человеческую судьбу. Не говоря о творческой. Ведь случается, заявит автор о себе 2 - 3 подборками, а то и первой книжечкой, а мы, вместо того чтобы детально рассмотреть, что да как в ней, видим только недостатки - и не желает больше литератор-"аматар" с нами знаться, если не "исчезает" вообще.

Признаюсь, лично я боялся, что подобное может случиться и с Николаем Виняцким. Поэтом. Моим земляком (родился Николай Федорович Виняцкий в 1939 году в д. Чигиринка моего Кировского района). Технарь, геодезист, картограф, кандидат технических наук, он только на шестом десятке лет решил показать свои творения профессионалам. В "Маладосць" пришел. Наши поэты Виктор Гордей и Казимир Камейша, прочитав его стихи, спросили: "Почему до сих пор молчал?" Ответ был таков: "Зачем вперед других..." Вот и понимай, как хочешь.

Напечатали. Стоящее. А он, не шумя о своей гениальности, как иные, издает одна за одной четыре книги поэзии. "Пад крылом лебядзiным" (1996), "Каб не пагасла зорачка надзей..." (1998), "Загойвай боль, сiнь яснавокай зоркi..." (1999) и "Адзвiнелi жыто› каласы" (2001). Стихи, сонеты, поэмы, венки сонетов, венок венков сонетов (!), да октавы, терцины, катрены и их венки - "экзатычныя на фоне класiчных жанра›", как отмечено в одной аннотации.

Если неискушенный в литературе читатель этому особого значения не придаст, точно не представляя, что это такое, то специалист, уверен, воскликнет: "Не может быть!.." Оказывается, может. Тем более что кое-что из перечисленного - впервые в нашей литературе. Вот тут-то, как сказал в одном своем стихотворении Николай Рубцов, и стали "шуметь" некоторые в самом деле "мои друзья, поэты". Дескать, "аматар жа...". Другие же, внимательно все изучив, согласились дать Николаю Виняцкому рекомендации в СП, так сказать, в профессионалы. Но увы... И, как я понял на том давнишнем заседании, не все, кто решал его творческую судьбу, его читали. А он не обиделся.

Виктор Гордей, постоянный редактор всех его книг, предвидя многое, в том числе и "шум" коллег, в предисловии к сборнику венка венков сонетов "Загойвай боль, сiнь яснавокай зоркi...", заметил, что это "важкая падзея для нацыянальнага прыгожага пiсьменства", предупредил: создано Виняцким далеко не на голом месте. Ибо "класiчныя формы паэзii, у тым лiку i санет, да›но ›жо асвоены › беларускай лiтаратуры, што звязана гало›ным чынам з iм„намi Я.Купалы, М.Багдановiча, З.Бядулi, П.Труса, Ул. Дубо›кi. Належную ›вагу санету надаюць i многiя сучасныя паэты...".

Это - сонету. Но у Виняцкого - венок венков сонетов. А что это такое, между прочим, почему-то (не ожидали, что и у нас будет?) даже не поясняет академический многотомный, изданный в 1977 году "Тлумачальны сло›нiк беларускай мовы". В первом томе, правда, поясняется, что такое венок сонетов. Нет его, венка венков, определения и в иных специальных наших изданиях. Наши поэты называют таковым произведение из 14 венков сонетов, связанных между собой так, что последние магистралы одного (начиная с первого) венка сонетов образовывают 15-й венок.

Но это - форма, скажет читатель, она не гарантирует качество. Совершенно верно. И я пока не осмеливаюсь говорить о каких-то особенных художественных достоинствах поэтических произведений Николая Виняцкого, ожидая, что наши специалисты в Союзе писателей наконец-то детальнейшим образом посмотрят, что к чему. Доброжелательно, естественно, с указанием достоинств и просчетов - а иначе нет смысла во всех разговорах.

Что же касается авторского первенства белорусского венка венков сонетов, так оно - у поэта Змитрока Морозова, нашего современника. Еще в 1991 году этот талантливый поэт издал венок венков сонетов книгой "Апакалiпсiс душы". И если сегодня некоторые поэты заявляют, что они свои "вянкi вянко›" создали еще раньше, в этом может убедить лишь один аргумент - печатная строка.

Первый, раньше всех (кто написал и не написал) опубликовал свои венки терцинов, октав, катренов, как свидетельствует книга "Адзвiнелi жыто› каласы", Николай Виняцкий. Казимир Камейша, напутствуя эту книгу (все три последние вышли в издательстве "Беларускi кнiгазбор"), замечает следующее: "У адрозненне ад с„нняшнiх маладых, якiя ›парта шукаюць новых форма› паэтычнага самасцвярджэння, Мiкалай Вiняцкi працуе › традыцыйнай манеры, з добрай апiркай на фальклор, на яго матывы i iнтанацыi. I прычына тут, думаецца, не › сталым узросце паэта, а › добрым разуменнi магчымасцей таго ж фальклору i роднага слова..."

О чем же пишет Н.Виняцкий? О нашей истории. О своих друзьях-товарищах геодезистах. О Чернобыле. О человечности. О любви - и обо всем том, что и называется жизнью, творцами которой все мы являемся. И хорошо, думается мне, что о нем "шумят мои друзья, поэты". Значит, есть о чем...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter