Актер Олег Видов сохранил теплые воспоминания о съемках в Беларуси картины «Могила льва»

Из штатов с любовью

Зачем популярный в советские годы актер Олег Видов звонил в белорусский Кричев?
Случаются в жизни события, которые оставляют след на долгие годы. Для жителей деревни Лобковичи, да и всего Кричевского района, это съемки фильма “Могила льва”. И хотя прошло почти полвека, в Лобковичах по сей день вспоминают, как на берегу Сожа высадился звездный десант и кому из земляков повезло “засветиться” в картине. Главного героя — кузнеца Машеку — в ней сыграл Олег Видов. Новость о том, что популярный в советское время актер недавно звонил в Кричев, вновь обострила интерес к той давней истории. Многим захотелось узнать: по какому поводу?

Фото из архива Валентины Бачковой

Автограф звезды

А началось все с электронного письма на адрес Кричевской центральной библиотеки. Написал его из далекой Америки биограф Видова Александр Руденский. Он заинтересовался материалами “Воспоминаний из прошлого”, где местный краевед и фотограф Валерий Бысов рассказал в том числе и о неизвестных моментах съемки картины “Могила льва”. Во время переписки выяснилось, что кричевляне хранят и много другой информации как об актере, так и об этом фильме.

— Мы подняли не только свои архивы, — рассказывает директор библиотечной сети Кричевского района Валентина Бачкова. — Обращались за помощью и в Могилевскую областную библиотеку. Некоторые материалы были на белорусском языке, и я предложила свои услуги по переводу. Руденский от помощи не отказался.

А вскоре Валентина Николаевна получила привет от самого артиста. Олег Видов в знак благодарности подарил ей свою фотографию с автографом и пожеланиями. Пока только электронную версию. Оригинал пообещал прислать по почте.

Однажды раздался звонок и в квартире местного краеведа и журналиста Валерия Бысова.

— Когда мне сказали, что звонят от Олега Видова, я подумал, что это розыгрыш, — вспоминает краевед. — Спросил: а где же сам актер? Тогда и он взял трубку. Поздоровался, передал привет всем кричевлянам и могилевчанам. Пожелал счастья, добра, духовного богатства, творческих успехов.

Ожившая легенда

Сказание о народном мстителе Машеке и его большой, но трагической любви к Любаве — одна из версий предания об основании города Могилева. Эту историю воспел в своей поэме и Янка Купала. А белорусский режиссер Валерий Рубинчик решил воплотить ее на экране.

— Он долго искал подходящее место для съемок. Наши Лобковичи подошли для этого больше, чем какое-нибудь другое место. Роскошные леса, Сож с его крутыми берегами — природа и в самом деле сказочная, — считает заведующая местной библиотекой-музеем Александра Прудникова.

Сама она бросила якорь в селе в восьмидесятых — спустя десять лет после съемок. Но, говорит, лобковчане все еще продолжали жить этими событиями. К слову, в округе их долго “машековцами” называли. Даже сейчас нет-нет да и проскочит такое прозвище. А они и не против. Наоборот, гордятся — деревня ведь вошла в историю советского кино!

Время, конечно, все меняет. Декорации уже не те. За сорок пять лет диких зарослей возле Сожа прибавилось, вчерашние парни и девушки, сыгравшие в массовке, а то и в эпизодических ролях, постарели. Чтобы сохранить для потомков памятный момент, заведующая библиотекой записала воспоминания участников тех событий, оформила выставку. Недавно “киноуголок” местного музея пополнился новым экспонатом: картиной, которую главный художник ленты Евгений Игнатьев презентовал семье Щуриных.

С одного дубля

— Все актеры жили в Кричеве, а Евгений Алексеевич захотел остановиться в нашей избе, — уточняет Валентина Казачек. — Мне тогда немногим за двадцать было. Культурный человек, вежливый, без всяких претензий. Ел все, что готовила хозяйка, то есть моя мама Мария Щурина. Много работал.

Из всех звезд чаще всего внимание лобковчан приковывал, конечно, Олег Видов.

— Я тогда на почте работала, — вспоминает Галина Мартынюк. — Актеры туда часто заглядывали: звонили родным в Москву. Мобильников-то не было! Видов тоже заходил — всегда с улыбкой, всегда поздоровается. И если на экране он казался богатырем, а мы к тому моменту его хорошо знали по предыдущим ролям, то в жизни смотрелся более утонченным.

— Глаза голубые-голубые — как небо, — подхватывает Валентина Казачек. — Таких ни до, ни после я ни у кого не видела. Вся деревня артиста полюбила. Он был очень простым — даром что звезда! И разным там ресторанам предпочитал нашу колхозную столовую. Один за стол не садился: обязательно к кому-то подходил, расспрашивал о жизни. В общем, располагал к себе. Марис Лиепа — тот был более гордым, особняком держался.

В картине Видов и Лиепа — соперники. Один — простой кузнец, другой — знатный князь, который увел у конкурента невесту (ее сыграла Валентина Шендрикова). А местные жители и кричевляне выступили в роли воинов и простых крестьян того давнего времени.

— Солдат прислали, так из них, считай, никто на коне скакать не умел. Вот наши хлопцы и стали всадниками, — рассказывает Михаил Касенков.

Его односельчанка Александра Яковлева попала в кадр вместе с коровой. Как зоотехника ее попросили привести на киноплощадку буренку. Потом предложили и сняться.

— Я долго отказывалась, но меня уговорили, одели в белую рубаху. А когда стала доить, даже забыла, что вокруг камеры. Так с первого дубля и сняли, — вспоминает Александра Федоровна.

Сорок пять лет назад в Лобковичах высадился звездный десант киногруппы фильма Валерия Рубинчика “Могила льва”.
Фото Валерия Бысова

За мощь Машеки и за силу...

Киношники прожили в Лобковичах три месяца. Приехали в мае — еще черемуха цвела. А ближе к августу собрали чемоданы. Когда в местном клубе впервые показывали “Могилу льва”, народу было — не протолкнуться. За один вечер сразу два сеанса прокрутили. Некоторые из зала даже не выходили, говорит Михаил Касенков. Это и неудивительно: любопытно же на своих посмотреть, родные места узнать. Вспомнить, как Валентин Никулин (по сюжету гусляр) в речку упал, когда весло застряло. Отряхнулся, рассмеялся: “Вот это был бы кадр!” Как Олег Видов в пылу актерской игры ударил Мариса Лиепу по ноге мечом, но, к счастью, обошлось без травм. И, вообще, по мнению очевидцев, съемки шли как по маслу — наверное, потому, что стали они по-настоящему народными.

— Легенда о Машеке, конечно, красивая. Но и наша ничуть не хуже, — убеждена Александра Прудникова. — Не все знают, но Лобковичи ведут свой отсчет аж с XV века. Предание гласит, будто жил в деревне когда-то крестьянин по имени Андрей. И так хотел найти на Купалье свою “папараць-кветку”, что забирался в непроходимые леса, ходил по болотам. Людям это не нравилось, они решили парня проучить. Побили челом о дерево и дали прозвище Лоб. Тот обиделся, поселился в новом месте, которое и назвали Лобковичами.

Есть и другая версия, попроще. Как и у былины про Машеку, в чью честь назван Могилев, — разные эпилоги. Где-то герой погибает от рук былой возлюбленной, где-то, победив коварного князя, продолжает бороться за счастье простых людей. Вот и фильм “Могила льва” остался как бы недосказанным — видимо, для того, чтобы у каждого зрителя оставался простор для фантазий. А лобковчане дополняют их еще и собственными впечатлениями, воспоминаниями. Снова и снова пересматривают фильм. Не только потому, что географически к нему причастны. Есть в ленте настоящая народная правда, которая силы и веры прибавляет. И тот факт, что они тоже добавили в эту картину крупицу своего труда и сердца, греет им души по сей день.

svet.markova@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter