Академик Юрий Макаров — о новых союзных космических программах

Из «школы» — в космос

В коридорах Постоянного комитета Союзного государства можно встретить удивительных людей. Одна из таких встреч произошла у обозревателя «СОЮЗа» с академиком Российской академии космонавтики Юрием Макаровым.

Фото REUTERS

Юрий Николаевич возглавляет в «Роскосмосе» сводный департамент стратегического планирования и государственных космических программ. А еще он курирует с российской стороны союзные программы, посвященные созданию аппаратов для внеземных исследований.

...Только–только завершилось совещание, которое Департамент оборонной промышленности и военно–технического сотрудничества Посткома проводил с госзаказчиками–координаторами и заказчиками союзных программ. Подводили итоги ушедшего года и строили планы на перспективу. После окончания мероприятия академик Макаров, было заметно, торопился, но любезно согласился ответить на вопросы обозревателя «СОЮЗа».

Начали мы с главного. Я поинтересовался у Юрия Николаевича: как российским специалистам и ученым работается с белорусскими коллегами.

У академика буквально загорелись глаза. «Крайне комфортно! — воскликнул он.– Во–первых, у нас за плечами общая школа, то есть люди, занятые союзными программами, оканчивали практически одни и те же вузы. Встречаясь во время рабочих совещаний, мы часто видим белорусских специалистов, с которыми когда–то сидели за одними партами».

Но дело не только в общей научной школе, пояснил Юрий Николаевич, а еще и в том, что научная и информационная база, на которой строится работа, — тоже практически одинаковая. У нас нет языковых проблем, нет проблем и в плане «технического языка».

— К примеру, еще какое–то время назад мы с нашими белорусскими коллегами пользовались едиными советскими ГОСТАМи. Сейчас, когда занялись стандартизацией, эти прежние ГОСТы без особого труда смогли модернизировать под новые, которыми мы пользуемся сегодня и в России, и с учетом международных требований, — пояснил Макаров и добавил: — Проведя всего один–два дня в Беларуси, вообще перестаешь ощущать, что ты находишься, как говорится, за пределами родины. Да и в родных коридорах «Роскосмоса» не такая уж большая редкость встретить сотрудника с белорусскими корнями. Когда они — эти мои сослуживцы — едут в командировку в Беларусь, чтобы «взаимодействовать с зарубежными коллегами», то, по сути, едут к себе на родину...

И еще одним очень важным наблюдением поделился академик Юрий Макаров:

— Общаясь с нашими западными партнерами, понимаешь, что там все регламентировано: есть ресурсы — есть работа, нет ресурсов — нет работы. В работе с белорусами по–прежнему в силе старое советское слово «надо», когда заинтересованность в конечном результате выше, чем голый прагматичный расчет.

По словам Юрия Макарова, когда возникают проблемы у одной из сторон, то в их решении принимают участие все, и все стараются помочь друг другу, иногда даже неформально, что дает очень неплохой результат.

— Сейчас все научились считать деньги. Мы наблюдаем переход с ресурсной экономики к экономике высоких технологий, — подчеркнул Юрий Макаров. — Поэтому объединение потенциалов просто необходимо. У нас есть четкое понимание того, что космос — это наше общее будущее, поэтому совместная работа над программами Союзного государства стала более ответственной...

— Если конкретнее, то сейчас в работе две союзные программы, посвященные космосу, — рассказал далее Юрий Макаров. — Одна финиширует в нынешнем году — «Мониторинг СГ» — и «отвечает» за создание таких приборов и прочих элементов космических аппаратов, которые серьезно облегчат их общий вес.

По словам Юрия Николаевича, уже можно подвести первые итоги, и ими можно гордиться:

— Мы разработали 15 опытных образцов космических аппаратов, в том числе не имеющих мировых аналогов. Но самое важное — от чертежей уже перешли к «железу».

Вторая союзная программа называется «Технология СГ». Юрий Макаров напомнил, что стартовала она совсем недавно и «пока можно говорить лишь о начале авансирования работ». «Технология СГ» включает три блока.

Первый связан с разработкой специальных материалов, без которых не может обойтись современная космическая техника. Предполагается, что на выходе появятся уникальные разработки. Этим пока не занималась ни одна из национальных программ ни в России, ни в Беларуси.

Второй блок — создание оборудования для жизнеобеспечения аппаратов.

И, наконец, третий — разработка аппаратуры дистанционного зондирования Земли.

По словам Юрия Макарова, в результате всех работ будет решена проблема кооперации российских и белорусских предприятий, а также взаимного дополнения существующих научных потенциалов. Все это «на финише даст хорошие результаты».

Что касается перспектив, то, как рассказал академик, специальная рабочая белорусско–российская группа подробно рассмотрела два десятка предложений, из которых выбрала концепцию, условно названную «Интеграция СГ».

Предполагается создание единой нормативной базы и некоего программно–аппаратного комплекса, который станет обрабатывать данные зондирования Земли. Новая программа, если будет принята, продолжит предыдущую — «Стандартизацию СГ» — и на выходе обеспечит сопряжение данных, поступающих сейчас с двух космических аппаратов — российского «Канопуса» и аналогичного белорусского. Они работают практически в одной орбитальной плоскости. Сейчас стоит задача донести до потребителей в Беларуси и России информацию в максимально комфортном виде.

bush@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter