Из шика - пшик?

Российские телепрограммы живут 10, 15 и даже 35 лет.
Российские телепрограммы живут 10, 15 и даже 35 лет. Мы все знаем о почтенном стаже таких популярных игровых программ, как КВН, "Что? Где? Когда?" и "Клуб путешественников". Не стареют душой Ангелина Вовк и Евгений Меньшов, равно как и их телефестиваль "Песня года" - красуется в эфире с незапамятных времен. Казалось бы, проекты Влада Листьева - новейшая телевизионная история. А как задумаешься: "Полю чудес" уже 14 лет, "Угадай мелодию" в эфире 9 лет, и смотрятся они хоть куда, кочуют из сезона в сезон, и никто на российском телеканале как бы не замечает, что эти передачи - "старички". Наоборот, каждый год телебоссы находят, что старые проекты для рекламодателей - все равно что вино с многолетней выдержкой: чем старше передача, тем дороже в ней рекламное время. Заметьте, сегодня любой телепроект вроде "Фабрики звезд" непременно задумывается как "долгоиграющая", многосезонная передача: "Фабрика звезд-1, 2, 3, 4..." Из ток-шоу вроде "Большой стирки" тоже можно сделать телесериал, отпочковав от основной темы такие программы, как "Ночная стирка", "Ежедневная", "Стирка не для всех" и, вероятно, "Интерактивная". Я подозреваю, что скоро в эфире Первого российского телеканала появится такая глобальная, многоуровневая "Большая стирка", заглатывающая не то что целевую, а всю телеаудиторию Вселенной. Таков телевизионный маркетинг России.

Белорусское телевидение идет другим путем. Каким? Это сложный вопрос. Для начала я задумалась вот о чем: "Почему у нас программы живут сезон-два, максимум четыре года?" Кроме "Калыханкi" и "Панарамы", мы из прошлого не взяли ничего. Новые игровые передачи - юмористические, познавательные и, прости господи, ток-шоу - в эфире незаметно появляются и так же незаметно исчезают. Я помню анекдотичный дебют программы "Ложка меда". Специально под нее соорудили студию, пригласили уважаемых ведущих, даже гостей на программу созвали... Целый день, а то и два крутили так, этак, что-то снимали, кричали по всем правилам: "Мотор! Хлопушка!" В результате - пшик! "Ложка меда" вышла в эфир один раз.

С экспертами из телеиндустрии я решила обсудить, в чем тут дело. Почему программы на отечественном ТВ так быстро меняются?

Егор Хрусталев, экс-ведущий экс-программ "Крок", "Карамболь" и "В джазе только девушки"

: - Это глубочайшее заблуждение, что на российском телеканале программы живут долго. Большинство из них так же, как и у нас, существуют в эфире от силы три года. И это нормальная практика. Я не сожалею ни об одной из бывших программ. Наоборот, очень рад накопившемуся опыту.

Сергей Кухто, экс-ведущий экс-программы БТ "Подводная одиссея команды Кухто"

: - Я до сих пор жалею, что "Одиссея" закрылась. Мне кажется, как идея эта программа могла бы существовать до сих пор. Причин, по которым передача прекратила свое существование, много. На мой взгляд, наше телевидение развивается по наитию, и проекты открываются и закрываются порой из каприза: захотели - открыли, захотели - прикрыли. Такую модель поведения могут позволить себе только очень богатые телекомпании. Но вот в чем парадокс. Сегодня крупные и действительно обеспеченные телеканалы не позволяют себе "однодневных" проектов. Наоборот, прежде чем ввязаться в очередной телепроект, эксперты российского института по проблемам телевидения пытаются предугадать желания аудитории, анализируют экономическую и даже идеологическую стоимость очередного проекта. Грамотно обосновывают, почему та или иная передача задержится в эфире на долгие годы, вычисляют не только коммерческую, но даже художественную ценность программ. И только после всех этих подсчетов запускают производство. Кстати, первый телевизионный сезон для нового телепроекта отнюдь не показателен. За год аудитория только привыкает к программе, и ее рейтинг после первого сезона можно считать лишь предварительным. У нас действительно есть такая традиция - закрывать программы после первого же сезона. Казалось бы, за год и авторы передачи, и творческая группа, и технический персонал проекта только привыкли к своему собственному формату вещания, уже видят и готовы исправить в будущем сезоне ошибки, знают, что надо сделать, чтобы улучшить проект. И в этот самый момент, когда творческая группа набирает бесценный опыт, программу закрывают. Получается, весь предыдущий опыт уходит в песок. Это неправильно. Повторюсь: отечественные телеканалы развиваются по наитию, но сегодняшние социальные технологии позволяют более осмысленно подходить к проблемам ТВ.

Тамара Лисицкая, экс-ведущая экс-программы "Фокси-мьюзик"

: - Программу "Фокси-мьюзик" закрыли потому, что в эфире появилось слишком много телепроектов подобного рода - музыкальных, с клипами. Программа живет долго, если ее авторы и создатели растут вместе с ней, развиваются в ногу со временем и улучшают формат проекта. Обратите внимание, как развиваются легендарные программы: из "междусобойчика" КВН вырос в мощный телепроект с огромными капиталовложениями и политическими дефиле. "Что? Где? Когда?" из подпольной интеллектуальной игры со временем мутировало в казино, потом в Интернет-казино. То есть форма этих телепроектов постоянно соответствовала духу времени. А естественной смертью передача умирает, если из сезона в сезон она переживает кризис роста. "Фокси-мьюзик" исчерпала себя за два сезона, и здесь нечему удивляться - любовь и та за два года проходит. Мой следующий телепроект "12, или На ночь глядя" не был оценен аудиторией, хотя, мне казалось, он был более сложным, замороченным и прогрессивным. С тех пор я сделала для себя определенные выводы и больше не увлекаюсь сложными постановками.

Алесь Мухин, экс-ведущий экс-программы "Ложка меда"

: - На нашем телевидении программы не живут долго, вероятно, из-за их низкого качества и, как следствие, невозможности привлечь внимание к ним аудитории. Очевидно, сказывается нехватка средств для раскрутки нового проекта, нет должного взаимодействия между телевидением и печатными СМИ. Если на российских каналах запускают "Фабрику звезд", об этом не пишут только ленивые журналисты. А у нас существует какой-то провал между телевидением и пишущими изданиями. Я считаю "Ложку меда" действительно новаторским проектом нашего ТВ. И сожалею, что он исчез из эфира.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter