Шубы норковые — 3 штуки, телевизоры ЖК — около 20 штук: преступник убеждал милиционеров, что ему повезло найти все это добро

Из ряда вор

При обыске у вора-серийщика изъяли множество украшений и других явно украденных вещей.
Свыше двухсот краж из жилья в Витебской области — такова статистика первых двух месяцев этого года. Сегодня воришки тянут все: пустые бидоны с чужих дач, мобильные телефоны из квартир друзей, новые шины из соседских гаражей… Воры-серийщики такой «мелочовкой» не занимаются. Они охотятся за куда более дорогими вещами и только на выслеживание будущих жертв тратят недели, а то и месяцы. Поэтому и улов у них побогаче, а значит, и приговоры судов жестче. О том, что манит злодеев в чужих домах и квартирах, — в материале журналиста «Р».

Ночная охота

…Он вышел из квартиры после полуночи. Сел на свой старенький велосипед и отъехал пару кварталов от многоэтажного дома, в котором живет вместе с гражданской женой, ее дочерью и тещей. По уже отработанным маршрутам старается избегать всех хорошо освещенных мест. Осенний город как вымер. Дома тоже все спят — самое время браться за дело.

За этой квартирой на первом этаже 45-летний Виктор наблюдал уже несколько недель. Знал, что по выходным хозяева часто уезжают. Вот и сейчас суббота, за красивыми дорогими шторами — никого. Предосторожность лишней не бывает: предварительно позвонил в домофон. Глухо. Перетащил скамеечку от подъезда к окошку. Достал отвертку: раз-два — пластиковая рама даже не скрипнула. Легко открылась. Но на душе что-то сегодня тревожно. С визитом лучше чуть-чуть повременить. Крутнулся пару раз вокруг дома, привязал велосипед к дереву, чтобы, не дай бог, не стащили. Пешочком прогулялся по второму, тоже уже примеченному адресу. Там из дома вынес телевизор и мелочовку — сумку с золотыми украшениями и дорогими коллекционными спиртными напитками. Спрятал все это в кустах — теперь можно возвращаться к открытому окну. Нужно ковать железо, пока горячо.

Легко запрыгнул в жилище. Заблокировал входную дверь на защелку, для подстраховки приоткрыл еще несколько окон — на всякий пожарный. Все действия — на автомате. Годы в «профессии» дают о себе знать. Быстро пробежался по комнатам. Телевизор — в покрывало. Дальше — с помощью веревки через окно. Осторожно, чтобы не повредить и не создавать лишнего шума. Золото, деньги и ноутбук — по карманам и в рюкзак. Оглянулся. Все? Нет, вот еще пакетик с кедровыми орешками, тоже пригодятся. Бесшумно приоткрыл дверь, проскользнул на площадку.

— Стоять, милиция! — как гром среди ясного неба. Как выследили?

Просто так сдаваться Виктор не собирался, выхватил перцовый баллончик, брызнул в лицо офицеру и рванул напролом. Увы. Руки скрутили. Да еще повели к «хованке», где были спрятаны вещи с предыдущей кражи. Вот те на! Попал — сразу два эпизода…

Ничейные слитки

— Ну просто мне везет! — убеждал наш герой оперативников, проводивших обыск по месту жительства. А как еще можно было объяснить найденные здесь вещи с предыдущих шести краж? Шкатулки с позолоченными чайными ложками, собственноручно пошитый одной из потерпевших комплект постельного белья из чистого шелка, телевизор с содранной наклейкой серийного номера и другие вещи, по версии подозреваемого, были найдены им во дворе дома, на остановках общественного транспорта и даже подобраны прямо на дороге. Что тут удивляться — он просто везучий человек. Да, две кражи, на которых был задержан с поличным, признает. А вот другие шесть — вовсе не его рук дело. Заместитель начальника управления уголовного розыска УВД Витебского облисполкома Сергей Блажевич рассказывает предысторию этого интересного дела:



— Кражи совершались в четко ограниченном микрорайоне города (как оказалось, это территория между домами сожительницы нашего фигуранта и его матери. — Авт.). Почерк — один и тот же. Первые этажи, пластиковые окна, отжатие рам с помощью отвертки, обязательная пропажа ЖК-телевизора (около 20 штук) и норковых шуб (3). Мы понимали, что имеем дело с серийным преступником. Но выйти на его след было сложно. Работал только в перчатках, обязательно переобу­вался, тщательно и долго разведывал обстановку — свидетелей никогда не было. А потом к нам поступила оперативная информация, с помощью которой вышли на скупщика краденого. Проанализировали его круг знакомых и обратили внимание на лицо с уже погашенной судимостью за аналогичные преступления. В начале 2000-х этот человек орудовал в группе с другими преступниками, на счету воров — множество краж. Тогда всех осудили к реальному сроку лишения свободы. После выхода из колонии Виктор, ни дня никогда и нигде не работавший, решил, видимо, продолжить «бизнес». Правда, уже в одиночку — чтобы никакой утечки информации нигде не было.

Такая предосторожность не помогла — все же прокололся. Для того чтобы очистить фреш-карты с ворованной техники, обращался к знакомому мастеру. Тот переформатировал, перебивал и т.д. с гарантией качества. А вот эксперты поработали и восстановили часть информации, с помощью которой и удалось найти потерпевших. Правда, некоторые «ребусы» до сих пор не разгаданы. Например, на одной из записей мужчина с женщиной гуляют с собачкой, но среди потерпевших таких фигурантов нет — в милицию они не обращались. В другом случае оказались «бесхозными» два слитка серебра высшей пробы по 20 граммов каждый. Нет таких вещей в списках пропавших. Так же, как и дорогого креста, некоторых украшений. Так что пострадавших, судя по всему, намного больше. Тем более что есть все основания предполагать: наш серийщик иногда выезжал «на охоту» и в Российскую Федерацию.

Жизнь за чужой счет

От недостатка средств герой этой криминальной истории явно не страдал. Регулярно сдавал в скупку ювелиру по 6—8 драгоценных изделий. Иногда это были уникальные вещи, которые даже через два года мастер смог нарисовать по памяти. Сам вор без украшений тоже не ходил — на заказ сделал себе красивую серебряную цепь на шею, гражданской жене — массивный браслет на руку. Организовал хороший ремонт в квартире…

Сейчас Виктор находится в следственном изоляторе. Его ждет суд. Причем не только за кражи, но и за насилие в отношении сотрудника милиции. Свою вину он так и не признает. Сергей Блажевич констатирует:

— Воры-серийщики — явление нередкое. Недавно за аналогичные действия задержаны двое жителей Орши, которые выезжали «на дело» в Дубровно и Витебск. Промышляли по частным домам. Тоже отверткой отжимали окна. Пять эпизодов — и столько же уголовных дел. Одно из них — кража в особо крупном размере. Забрали у жертвы в Дубровно 14 тысяч долларов и ноутбук. Оба осуждены к 8 годам лишения свободы.

begunova@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter