Из рук в руки

Контракт первого найма по–белорусски
Контракт первого найма по–белорусски

В этом материале изначально не было ни политического, ни пропагандистского подтекста. Было простое редакционное задание — рассказать о распределении выпускников. Просто потому, что настало время: в учебных заведениях началась кампания. Один журналист отправился в медицинский вуз (статья Марии Кучеровой «Работайте на здоровье» опубликована 21 марта), другой — в Жодинский политехникум.

Но в рядовую тему жизнь сама внесла горячую «злобу дня». Сотни тысяч студентов и учащейся молодежи в европейской стране вышли на улицы, считая, что государство предало своих выпускников, бросило их на произвол судьбы и нанимателя. И в это самое время посол этой же страны прибывает на минскую площадь — чтобы «позаботиться» о двух десятках наших, тогда еще протестовавших молодых людях.

Поэтому не будем стыдиться сравнений. Посмотрим, как чувствуют себя наши выпускники. Заодно еще лучше поймем, почему им нет нужды выходить на улицы. Это не пропаганда — факты.

Сегодня распределяются только электрики: две учебные группы, 51 человек. Практически все — местные, жодинские. Лишь несколько человек живут в соседних Смолевичах, Борисове, Барсуках. Только один выпускник «издалека» — из Любанского района.

Атмосфера в коридоре техникума шумная и даже веселая: никакой нервозности. Ребята кучкуются компаниями. Подхожу поочередно к трем и спрашиваю наугад первых попавшихся парней. Знают ли они, куда распределятся? Что им известно о будущей работе? Оказывается, известно все!

Павел Миньковский будет направлен в Борисовские электросети. Был там на практике, работа понравилась. Понравился и он, поэтому привез гарантийное письмо–заявку на трудоустройство.

Валерий Юхневич практиковался в частной фирме «Карат сервис» на установке пожарной и охранной сигнализации. Гордо утверждает, что «зарекомендовал себя как классный специалист». У него тоже гарантийное письмо.

Валерий Новицкий пойдет в борисовское предприятие «Горсвет». Других я не опрашивал. Ребята утверждали, что ответы будут такими же: «Был на практике, понравилось, дали гарантийное письмо».

Постепенно, по двое (руководитель предприятия и начальник отдела кадров) прибывают «купцы». Представлены практически все отрасли районного хозяйства: пищепром, коммунальники, строители... В жодинском ГУП жилкомхоза проходил практику один политехник, но предприятие надеется заполучить двоих. Частное смолевичское ООО «Смоляр и К» (строит жилье в районе и области, имеет полсотни работников) надеется взять четверых...

Но право первого выбора директор техникума Петр Талерчик уважительно дал БелАЗу. Дескать, мы с вами сотрудничаем 50 лет — выбирайте лучших. Список был составлен, как водится, по среднему баллу, поэтому лучшие входили в кабинет первыми. Среди них БелАЗ и выбрал пятерых.

Начальник отдела кадров завода Николай Неверов пояснил мне, что ребята будут работать в основных цехах. План набора выпускников входит в заводской бизнес–план, поэтому был составлен заранее. Вскоре Н.Неверов опять приедет сюда. Предстоит распределение еще двух сотен политехников: технологов–машиностроителей, специалистов по обработке металлов давлением, экономистов... БелАЗ должен набрать еще человек 40. Преференции имеют не только лучшие, но и те, чьи родители уже работают на БелАЗе: это предусмотрено коллективным договором.

Как мне показалось, «плохих» среди выпускников не было вовсе. Для каждого представители администрации находили добрые слова и похвальные рекомендации, адресуя их «купцам». Ребят же призывали: «Торгуйтесь, выбирайте, вы же знаете себе цену!» Через полчаса «купцы», заполнив свои вакансии, разошлись. Вскоре завершилась и вся процедура. Без рабочего места остались только пятеро.

Но заведующая отделением Алла Рокач заверила меня, что ребята, скорее всего, трудоустроятся — сами или с помощью техникума — в течение двух недель, еще до защиты диплома. На Смолевичской птицефабрике, в частных фирмах, на том же БелАЗе. Сказала категорично: «На «биржу труда» не пойдет никто!»

Каких карьерных и профессиональных высот достигнут выпускники, зависит только от них. Среди их предшественников — топ–менеджеры БелАЗА, руководители городской администрации, директора и главные специалисты крупных предприятий города и района...

Благополучие сложилось не само собой. Еще 5 — 7 лет назад, по уверению А.Рокач, картина была иной: выпускники никому не были нужны. Сказался не только подъем в экономике, но и целенаправленные усилия администрации политехникума. «Работали» с бюро занятости, родителями ребят, государственными и частными нанимателями. Незадолго до распределения дали объявления в местную газету и на телевидение...

Помимо школ и вузов, в стране действует более 200 образовательных учреждений: техникумов, профтехучилищ, колледжей и высших колледжей... В них обучается более 150 тысяч молодых людей. Насколько ситуация в Жодино типична для Беларуси? Вот что говорит главный инспектор управления высшего и среднего специального образования Минобразования Татьяна Егорова:

«Еще в прошлом году мы распределили 25 тысяч молодых специалистов: в среднем 90 процентов всех выпускников. К этому обязывало совместное постановление Правительства и Минэкономики. Требование стимулировало всех руководителей — чтобы сохранить учебные заведения, их штаты и бюджеты.

А в этом году поставлена задача обеспечить полное, всеобщее трудоустройство выпускников. Речь идет о тех, кто обучался только на дневных отделениях и только за бюджетные средства. Будем выполнять!

Все учреждения образования представили контрольные цифры приема, но некоторым министерство не согласовало планы. Если вы трудоустраиваете 60 — 70 процентов выпускников, то либо сокращайте прием, либо ищите востребованные специальности».

Проблема есть, к примеру, в Минске. Здесь расположено много учебных заведений, но нет квот на поступление минчан. Иначе нельзя: равные права на получение образования гарантирует Конституция. Много ребят приезжает в города из провинции, конкурс в средние специальные учебные заведения стабильно держится на уровне 3 человек на место. Но трудоустраивать бывших жителей провинции городские предприятия часто не хотят, даже испытывая потребность в кадрах. Причины понятны: нужно обеспечить прописку и общежитие.

Проблемы с распределением имеет, например, Минский машиностроительный техникум. Здесь обучается почти 1.400 ребят, иногородних — около 30 процентов. Этот процент растет, поскольку правила приема предусматривают льготы для сельской молодежи.

«Выпускников некоторых специальностей у нас разбирали всех до единого, — говорит заместитель директора Василий Торгун. — Например, по обработке металлов давлением. Труд у них тяжелый, не каждому по силам. Этих специалистов всегда брали МАЗ, МТЗ, моторный завод, ребятам давали общежитие и прописку.

А на других специальностях удавалось распределить лишь 80, 70, а то и 65 процентов. Но нас особо и не ругали. А начиная с этого года мы обязаны распределять всех «бюджетников».

Что делать? Усиленно сотрудничать со службами занятости по месту проживания ребят, с работодателями и даже родителями. Что мы и делаем. Уже получаем запросы из райцентров, наших ребят берут на минские завод шестерен, подшипниковый, автоматических линий... Уверен, что с задачей справимся. Если бы нас заставили раньше, мы бы и проблему решили раньше».

Отчего столько внимания понятию «распределение»? Молодой специалист, получивший первое рабочее место именно таким образом, имеет серьезные гарантии. В течение двух лет наниматель не может его уволить по собственной инициативе, человек получает подъемные и компенсацию за жилье... При этом выпускник училища имеет те же льготы, что и выпускник академии.

...Напомню, с чего начались волнения в парижской Сорбонне, переросшие в тотальный протест французской молодежи. С проблемы «контракта первого найма». Наниматель получил право уже через полгода уволить бывшего французского выпускника без объяснения причин. Конечно, и у нашего не без проблем. И там, и здесь правительство кого–то к чему–то принуждает. Но есть разница. Не будем стыдиться сравнений.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter