Что стоит за звонком на прямую линию председателя Брестского облисполкома

Из пустого в порожнее

ПОВОДОМ для моей командировки в Кобринский район послужило обращение жителей деревни Завершье на прямую линию к председателю Брестского облисполкома Анатолию Лису с просьбой возобновить работу закрытого магазина. Они жаловались, что двери стационарной торговой точки вот уже два года на замке, а к ним по вторникам, четвергам и субботам из райцентра приезжает автолавка. Но, сетовали сельчане, некоторым это не совсем удобно. Вот если бы магазин работал постоянно, тогда и выручка наверняка была бы больше, и люди имели бы возможность ходить за товарами каждый день в подходящее для себя время. 


ВМЕСТЕ с водителем автолавки Кобринского райпо Анатолием Валовым  и продавцом Людмилой Чебоксаровой отправляемся по малонаселенным деревням. Их на нашем пути десять. В каждой машина стоит от 15 минут до получаса. 

Завершье — третья по нашему маршруту. До этого ненадолго останавливаемся в Дубовом и Малышах, где к автолавке подходят человек около десяти. Покупают в основном хлеб, колбасные изделия, конфеты, печенье, соки. Некоторые товары просят привезти под заказ в следующий раз. На мой вопрос, насколько удобен для них магазин на колесах, отвечают, что нареканий никаких нет. Машина всегда приходит по графику. Если нужно, товар доставит прямо к калитке. Для стариков, которых здесь большинство, это очень удобно. 

За Девятками, где есть небольшой магазинчик, асфальт заканчивается. Анатолий Валов старается объехать каждую неровность: товары на витрине разложены, ценники выставлены. Растрясти все можно в два счета, если ехать невнимательно. 

В Завершье делаем две остановки. На въезде в деревню к автомобилю подходят два человека, интересуются, есть ли в продаже рыбные изделия. Продавец Людмила Чебоксарова подробно рассказывает, в какую цену селедка, рыбные консервы, паштеты. Люди делают покупки.

Сразу по нескольким адресам свежий хлеб, молоко, творог, куриные яйца и другие продукты вместе с Анатолием Валовым разносим по домам. Мой спутник поясняет: здесь живут одинокие бабушки и дедушки, которым выйти к автолавке трудно. Они заранее говорят, каких товаров не хватает, и в автолавке формируют каждый заказ индивидуально. 


ВОЗЛЕ магазина, который уже около двух лет не работает, машина стоит полчаса. Сельчане подходят к витрине, перечень товаров на которой не меньше, чем в стационарной торговой точке. Когда сообщаю им об обращении на прямую линию председателю облисполкома, искренне пожимают плечами. 

— Кто же мог звонить? 

— Кому вдруг потребовалось переливать с пустого в порожнее? Автолавка к нам приезжает три раза в неделю, и нас это устраивает. 

Называю имя и фамилию автора обращения – Людмила Игнатенко. 

Одна из старейших жительниц деревни 86-летняя Стефанида Тимошук пытается вспомнить, если ли здесь кто-нибудь с похожей фамилией: 

— Таких людей у нас точно нет. Если бы жили, наверняка знала бы. Деревня небольшая, человек тридцать. Зимой даже меньше. 

Жители обсуждают звонок на прямую линию руководителю области. Вспоминают: с тех пор как магазин закрыли из-за слабой выручки и в деревню начала приезжать автолавка, кто-то упрямо поднимает высосанную из пальца проблему перед местными, районными, областными властями. 

— Автолавка работает нормально, — считает пенсионерка Нина Ярмошук. — Продукты свежие, а в магазине у нас не всегда была возможность купить только что привезенные колбасные изделия, молоко или хлеб. Продавец и водитель очень заботливые. Что еще нужно покупателям?! 

КСТАТИ, бывший магазин руководство Кобринского райпо намерено использовать если не по прямому назначению, то хотя бы с пользой для людей. Председатель правления организации Валерий Корнелюк, узнав о моей командировке, сам приехал в Завершье и рассказал, что для удобства сельчан в небольших деревнях запланировали обустроить специальные навесы, под которыми люди могли бы укрыться в непогоду в ожидании автолавки. Потом прикинули, что и в пустующем здании жители могли бы собраться. В том же Завершье постройка, где был магазин, в нормальном состоянии. Старосты в малонаселенной деревушке нет, но ключ от торговой точки можно передать любому жителю, чтобы тот открывал ее накануне приезда автолавки. С таким вариантом сельчане согласны. Ждать под крышей все-таки удобнее, чем под открытым небом. И обсудить последние новости, для чего раньше нередко собирались в магазине, при удобном случае можно. 

— Если возобновить работу этой торговой точки, в какие затраты это обойдется для райпо? — интересуюсь у Валерия Корнелюка. 

— Как минимум в 150 миллионов рублей, — отвечает мой собеседник. — Надо провести косметический ремонт, установить оборудование, выполнить требования санитарно-эпидемиологической службы, которые нынче очень строгие. Торговый оборот в таком магазине за месяц потянет всего на несколько миллионов рублей. При этом фактически нечем будет оплачивать работу продавца, кочегара, водителя, доставляющего товары в деревню. Вот и посудите сами, выгодно ли снова открывать магазин. 

Людей возле автолавки собирается все больше. Кто-то интересуется, нет ли в продаже одеколона, стирального порошка, туалетной бумаги. За исключением первого наименования, все товары у Людмилы Чебоксаровой оказываются под рукой. В продаже есть даже сигареты — товар не слишком ходовой, но все же пользующийся спросом. 

— Одеколон подвезем через два дня, — обещает Людмила Николаевна. — На складе он есть. Если бы знала, что будете спрашивать, прихватила бы больше. 

За время стоянки автолавки к ней подходят человек пятнадцать. Ни у кого нет нареканий на то, что передвижная форма торговли чем-то неудобна. 

После Завершья Людмила Чебоксарова подсчитывает выручку. За полчаса наторговала почти на 800 тысяч рублей. По словам продавщицы, в будние дни покупателей не очень много. Зато в субботу в некоторых деревнях люди выстраиваются в длинную очередь. За рейс общая выручка может составить от 5 до 7 миллионов рублей. 

Перед отправкой автолавку загружают, что называется, под завязку. Ассортимент продукции составляет более ста наименований. Не каждый сельский магазин может похвастаться таким перечнем. И все товары свежие. 

МАЛЫШИ, Завершье, Рынки, Ластовки, Залесье, Новоселки, Мерница, Мацы, Острово… Ни в одной из деревень, через которые проехала автолавка, люди не жаловались на то, что передвижная торговля работает хуже, чем стационарная. Никаких жалоб в нынешнем году не принимали и в Тевельском сельсовете, на территории которого расположены эти населенные пункты. 

Впрочем, председатель сельисполкома Инна Кузнецова  в курсе всех обращений, поступивших в высшие инстанции. В тот же день, когда на прямую линию к Анатолию Лису обратилась некая Людмила Игнатенко, председателю Кобринского райисполкома Александру Зозуле об аналогичной проблеме сигнализировала еще одна жительница деревни Завершье Ирина Василюк. Реально, по данным управляющей делами сельисполкома Надежды Кузюра, в этом населенном пункте такие люди не проживают. Но на номер прямой линии почему-то звонят. И пытаются отстаивать – или качать — непонятно чьи права. 

kurec.a@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter