Самолетом, автобусом, поездом: когда пассажиры смогут покупать билеты на мультимодальный маршрут на одном ресурсе

Из пункта «А» в будущее

Тема пассажирских перевозок всегда очень болезненная. Чтобы система была отлажена как часы, графики движения транспорта неукоснительно соблюдались, предприятия работали с прибылью, а пассажиры не были обременены лишними тратами, необходимо свести воедино массу факторов. Что делать с недобросовестной конкуренцией? Как наладить взаимодействие всех участников рынка? Каким образом организовать работу автовокзалов? Эти и другие вопросы эксперты из Беларуси, России, Чехии, Литвы и других стран обсуждали в Минске на форуме «Новые технологии для повышения качества транспортного обслуживания пассажиров». Жарких дискуссий, порой переходящих в споры, было немало, и все ради одного — выяснить, как угодить пассажиру.

Пассажиры получат немало преимуществ — скорость покупки билета по цене перевозчика, технологию поездки «от двери к двери» с возможностью комбинирования различных видов транспорта и гарантию того, что единый оператор несет ответственность за возможные потери стыковок при пересадках на маршруте.
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Поездка: три в одном

В чем сегодня остро нуждается транспортная сфера в Беларуси? По словам исполнительного директора РОО «Белорусский союз транспортников» Игоря Панькова, качество пассажирских перевозок повышается постоянно, но сегодня вопрос стоит скорее в расширении сферы участия различных компаний в разного рода сервисах.

— На локальном рынке у них есть шанс сформировать новый вид услуг и тем самым повысить его привлекательность. Рынок открыт и конкурентен. Но конкуренция может отрегулировать далеко не все процессы. Со многими ведомствами мы ведем диалог с той целью, чтобы конечный потребитель получил максимально полный набор услуг. С Минтранспорта и коммуникаций он выстроен достаточно хорошо, — подчеркнул Игорь Паньков.

Так, в стране создана специальная компьютерная система, в которой происходит взаимообмен данными между большим количеством клиентов. Это центры продаж, которые установлены в наиболее крупных транспортных предприятиях. Система эта объединяет более 150 пассажирских автовокзалов и автостанций страны, более 1800 перевозчиков разных форм собственности. Программное обеспечение позволяет пассажирам видеть все предлагаемые рейсы, бронировать места на сайтах, в мобильных приложениях и в инфокиосках. Но есть у нее и узкие места: к примеру, в случае поездок за пределы страны нужно вводить паспортные данные, поэтому многие клиенты предпочитают обращаться к кассиру, минуя справочные платежные терминалы, либо оформляют покупку в интернете.

Разработчик системы, компания «Белтранском», расширит интеграцию с глобальной системой диспетчеризации рейсов и продажи билетов BusSystem, благодаря чему в 2020 году у нас должны появиться мультимодальные перевозки, то есть предусматривающие перемещение пассажира в пространстве посредством сразу нескольких видов транспорта. Подробнее об этом рассказал генеральный директор Infobus Григорий Кущ:

— Сегодня понимание необходимости организации движения с пересадками уже есть у автобусных компаний. В мультимодальные перевозки мы хотим также включить железную дорогу и авиатранспорт. Так по запросу потребитель сможет получить все возможные варианты проезда. Кстати, к платформе BusSystem уже подключены железные дороги Беларуси, России, Украины.

Не только потребитель выигрывает, планируя поездку на едином ресурсе. Взаимодействие позволит привлечь дополнительного клиента как автобусному перевозчику, так и железнодорожному.

— На автовокзалах сейчас не продаются железнодорожные и авиабилеты, но мы будем стремиться предоставить такую услугу всем желающим. Не только автостанциям, но и туристическим компаниям, — рассказал исполнительный директор ОДО «Белтранском» Юрий Лацапнев. — В 2020 году мы выйдем на тот уровень, когда государственные и частные перевозчики в Беларуси и за ее пределами будут в едином ядре, а транспортные услуги будут предоставляться повсеместно.

Специальная компьютерная система продажи автобусных билетов. СКС установлена и работает на 153 автовокзалах и автостанциях страны. 
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Новый год принесет

— Все отрасли объединены под крылом министерства — автомобильные перевозки, железнодорожные, воздушные. К сожалению, до настоящего времени не удается достичь консолидированной позиции по вопросу организации перевозки «от двери до двери» различными видами транспорта, — так прокомментировал ситуацию заместитель начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранспорта и коммуникаций Андрей Гладкий.

В своем докладе эксперт подчеркнул, что потребительские предпочтения людей меняются, вперед выступают технологические решения и две трети пассажиров готовы прибегать к использованию новых технологий в сфере получения различных транспортных услуг.

— Одной из задач госполитики является цифровизация транспортных процессов. Это должно стать одним из главных направлений, в том числе при разработке государственной программы на 2021—2025 годы. Распространение цифровых технологий позволяет развивать мобильность в виде интегрированной услуги — транспортной, информационной и платежной. Однако нельзя забывать о той части населения, которая привыкла классическим способом совершать свою поездку, — отметил Андрей Гладкий.

Он также рассказал о нововведениях 2020 года. На рынке появится электронный билет для пассажиров и перевозчиков, мобильное приложение для водителя, которое позволит продавать билеты за наличный и безналичный расчет, GPS-координаты остановочных пунктов и другое. Преобразования ожидают и инфраструктуру. В частности, в Минске активно прорабатывается вопрос о строительстве дополнительных трамвайных линий, готовится технико-экономическое обоснование. Решение будет приниматься Мингорисполкомом.

malyshchyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter