Минские зрители были в восторге от белорусских гастролей Олега Меньшикова

Из породы трудоголиков

В свой юбилей Олег Меньшиков не вышел на сцену, но поклонников у него с годами не поубавилось

Три раза, словно в русской народной сказке, довелось видеть юбиляра этого пасмурного (а разве бывают другие?) ноября — блистательного народного артиста России, лауреата трех государственных премий России Олега Меньшикова на минской сцене.

worldpodium.ru

С начала это была фантасмагорическая «Кухня» по пьесе Максима Курочкина в постановке самого Меньшикова (под крышей организованного им «Театрального товарищества 814»). Спектакль показывали в неприспособленном для театральных показов пафосном зале Дворца Республики. (Такое же испытание однажды выпало и шестичасовому «Вишневому саду» Эймунтаса Някрошюса.) Фантасмагорическое действо, начинавшееся в московском ресторане и вдруг прорывавшееся сквозь время куда-то вглубь веков с аллюзиями на «Кольцо нибелунга», оценили не все. Потом Меньшиков ошеломил нас «Игроками» Гоголя и моноспектаклем «1900» по произведению Алессандро Барикко. Отдельные счастливчики попали на минский показ постановки «Оркестр мечты. Медь». Классический спектакль «Горе от ума», столь ругаемый критиками, но обожаемый зрителями, до Беларуси, увы, не доехал, зато доступен в видеозаписи.

«Кавказский пленник».
russianteleweek.ru

Народный артист России, лауреат государственных премий художественный руководитель Театра имени Ермоловой (театральной площадки, наверное, ближе всех расположенной к Кремлю) сейчас снимается избирательно: известна особая требовательность Меньшикова к сценариям. Об этом можно только искренне пожалеть. 60 — время актерского расцвета. Тем не менее актер украсил собой «Легенду № 17», фантастическую сагу «Гоголь», фантастическую же дилогию Федора Бондарчука «Притяжение» и «Вторжение» и его же новый сериал «Псих».

В сердцах зрителей до сих пор остаются и прежние киноработы Меньшикова в фильмах «Покровские ворота», «Сибирский цирюльник», «Восток-Запад», «Утомленные солнцем», «Статский советник», «Доктор Живаго». В этих картинах он растворился в своих персонажах, продемонстрировал игру на запредельном уровне самоотдачи, существуя на каком-то неизведанном уровне актерского подсознания. С какой меркой подходить к сцене в камышах в «Утомленных солнцем», где он играет вместе с Ингеборгой Дапкунайте? Какая это система? Станиславский это или Михаил Чехов? Какая нам, зрителям, разница, результат все равно один: потрясение и бесконечная любовь к актеру. А каким интересным и щемящим получился его экранный дуэт с Сергеем Бодровым в «Кавказском пленнике»? Меньшиков играет своего прапорщика Саню на кураже, наследуя, конечно, экранную традицию изображать вышколенных белых офицеров в советском кино. Прежде всего вспоминается «Бег» Алова и Наумова и «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова. Та же немногословность, острота ума, но добавьте еще любовь к крепкому словцу, ощущение обреченности, желание помочь в экстремальных обстоятельствах меньшему собрату по несчастью — рядовому Ивану. Герой Меньшикова прапорщик Саня испытывает здесь гамму чувств: и вечный страх русского солдата перед непознаваемостью Кавказа, и острое желание покорить его, и обреченность воина. В своей актерской игре в драматичном «Кавказском пленнике» он опирается и на «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова, и на кавказские произведения Льва Толстого.

«Покровские ворота».
ruskino.ru

Человеческое достоинство — главная тема героев Олега Евгеньевича. С самого начала работы в кино. Вспомните пронзительные образы в картинах «Мой любимый клоун», «Родня», «Жизнь по лимиту», «Моонзунд» (экранизация произведения Валентина Пикуля подарила Меньшикову партнерство с народным артистом Беларуси Владимиром Гостюхиным), «По главной улице с оркестром», «Полеты во сне и наяву», совместная работа с нашим Ростиславом Ивановичем Янковским в картине Вячеслава Криштофовича «Володя большой, Володя маленький» по чеховским рассказам. Какие роли, какие режиссеры — сплошь первого ряда: Михалков, Тодоровский, Балаян!

Абсурдистская «Лестница» по прозе ленинградского писателя Александра Житинского или эстетский «криминальный романс» «Дюба-дюба» Александра Хвана по сценарию культовых российских сценаристов Петра Луцика и Алексея Саморядова, рано ушедших из жизни, зрителям известны меньше, но от этого удивительные работы не менее ценны. Андрей, герой Меньшикова в драме «Дюба-дюба», устраивает возлюбленной побег с зоны, но счастья ему это не приносит — она любит другого. В «Лестнице» артист партнерствует с Еленой Яковлевой и Леонидом Куравлевым. Сколько в этих сценах юмора, иронии, фирменного ленинградского абсурда с его клаустрофобией и атмосферой подозрительности!

«Статский советник».
1tv.ru

Порой критики обвиняли Меньшикова в том, что и в других своих работах он пытается «дать Костика», что боится взрослеть в своих экранных образах. Но что, если эта витальность, оптимизм, молодость характера и особое изящество были и есть суть его актерского дара? Если внутри у него всегда одновременно пульсировали стихотворения Пушкина, Давида Самойлова и Андрея Вознесенского, джазовая импровизационная мелодия и стремление жить и творить без оглядки на пафос прошедших дней и авторитеты прошлого? Меньшикова нельзя назвать великим комбинатором в отличие от Остапа Бендера, пытавшегося играть на слабостях окружающих. Олег Евгеньевич если что и комбинировал, то только жанры или индивидуальности, формируя собственную яркую труппу прославленного Театра имени Ермоловой.

Меньшиков — большой трудяга, для которого театр и кино — прежде всего нескончаемый праздник жизни. Это ведь его главный принцип в работе, озвученный в одном из телевизионных интервью: «Если что-то не получается на репетиции, не надо мучить себя и окружающих, надо идти в парк пить шампанское…» А нужное решение придет. Потом. И оно приходит, но только к тем, кто 24 часа включен в профессию, кто предан ей фанатично и истово. А Меньшиков — из таких. Трудоголик, как все порядочные Скорпионы.

«Утомленные солнцем».
kino-teatr.ru

Он воплотил на экране нового героя. Не лирика и не физика, не бунтаря… Этот парень, если Меньшиков играл современника, — продукт нашего советского времени. В меру циник, в меру философ. Четко соотносящий свои цели с реальными возможностями, не теряющий даже в серых буднях спасительное чувства юмора. Например, в трагикомедии «По главной улице с оркестром» его герой первокурсник политеха Корольков ехал возводить коровник под Смоленском вместе с одногруппниками в приподнятом настроении. Как и герой Олега Борисова, Корольков мечтал о музыке, но будет инженером: «Вот и я подумал-подумал: все наши в политех, что же от народа отрываться? На аккордеоне я и так умею играть… Я ж самоучка, а там что, все начинать сначала? А наследства, как вы понимаете, мне никто не оставил». В короткой реплике — судьба и типаж парня из политеха с идеальным музыкальным слухом, который мог бы реализовать себя в другой сфере.

За умение создать полноценный характер даже в эпизоде Олега Меньшикова так ценят маститые режиссеры и простые зрители.

ЦИТАТА

«Не представляю зимы без десяти дней на Мальдивах. Но у нас с женой правило — мы ни разу не были дважды в одном и том же отеле. Я патологически не могу возвращаться в одно и то же место. Мне нужны новые впечатления. А еще ненавижу экскурсии, в отличие от жены, которая их обожает и за гидом ходит с блокнотом, конспектируя каждое слово. А я от подобных речей засыпаю. Мне больше нравится самому гулять по улицам, магазинам».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter