Уже три года гомельский художник работает над росписью церкви Рождества Пресвятой Богородицы

Из-под кисти по велению души

О масштабном труде, да еще и с таким сакральным смыслом, Дмитрий Ковалев мечтал с юности. И вот уже несколько лет он проводит свое свободное время в храме, перенося на его своды сцены из Библии. Причем со своим художественным видением.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в агрогородке Урицкое молодая. Приход формировался после возрождения Гомельской епархии. Первые службы совершались в небольшом деревянном доме, приобретенном на средства верующих, а освящение храма состоялось в 1994 году. 

В последнее время в церкви идет работа над внутренним убранством. Художник Дмитрий Ковалев отвечает за роспись стен. На части из них уже изображены сакральные сюжеты, вдоль других — высокие строительные леса. Дмитрий с благоговением осматривает холсты и признается, что рисовал с раннего детства: 

— Родители просыпались, а я, трехлетний, уже в тетрадках старательно что-то выводил. 


Родился он в Гомеле. Учился в гимназии-колледже искусств в Минске, Гомельском художественном училище. Дипломную работу писал о настенной живописи, а для храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Головинцы создал две иконы. Потому предложение поработать в церкви для мастера стало благословением. Ради него он даже отказался от выгодного заказа в Москве. 

Удивительно, но в религии Дмитрий не воспитывался и к Богу пришел довольно поздно — покрестился в 27 лет. Теперь твердо знает: вера всегда помогает творить.

За день вверх и вниз по строительным лесам художник поднимается и спускается несколько десятков раз:

— Сейчас над клиросом высота лесов 10—12 метров, а под куполом было и вовсе 24. Часто работать приходится, запрокинув голову, вытянув руки вверх, так что физическая нагрузка большая. Никакого фитнеса не нужно!


Для работы художник Дмитрий использует темперу — водоразбавляемые краски на основе сухих порошковых пигментов. Фрески получаются не классические: рисунок наносится не на сырую, а на сухую штукатурку, а после стены покрываются лаком, который защитит изображения от свечной копоти и влаги. 

Главная тема росписи — сцены из жизни Богоматери. Что именно появится на стенах, художник обсуждает с отцом Артемием, настоятелем храма.

— Есть определенный канон, иконы, прориси, — поясняет Дмитрий. — Учитывая это, мы с батюшкой советуемся, решаем, какие сюжеты будут. А все остальное уже от меня зависит. 


Сначала эскиз появляется на бумаге, а затем мастер переносит его на большие полотна. Очень часто корректировать изображения приходится уже в процессе нанесения: из-за неровностей и изгибов стен фигуры видоизменяются и выглядят совсем не так, как на бумаге. Чтобы они хорошо смотрелись снизу, на плоскости приходится их искажать.

Несколько сцен мастер связывает в одну масштабную композицию с единым рельефом — так жизнь Девы Марии читается как одна глубокая история. 


— Из готовых — успение Богородицы, явление на горе Афон, распятие Христа, явление женам-мироносицам, вот Богоматерь сидит с 12 апостолами. А вот ближе к центру интересный эпизод — явление Богоматери старосте одной деревни. Там строили церковь, и на купол нужно было крест поставить. Явилась Дева Мария и велела ставить крест деревянный. Не послушались в деревне совета, решили поставить металлический. Вместе с крестом тот, кто устанавливал, упал на землю. И воздвигли на купол крест деревянный, как Богородица велела.
Дмитрия Ковалева радует даже не похвала, а сам процесс: работа над святыми сюжетами преображает и очищает духовно.

Над духовными росписями Дмитрий работает уже третий год, посвящая этому процессу все свое свободное время. Зарабатывать на жизнь художнику приходится весьма прозаически: собирал раньше мебель, был резчиком по дереву, сейчас занимается изготовлением и монтажом пластиковых окон и дверей. В стенах храма материальных тем касаться не принято, но все же уточняю, получает ли мастер оплату за свой труд. Дмитрий тактично отвечает:

— Хорошо, когда кто-то помогает. Не поможет — работу я не брошу. Я не из-за денег этим занимаюсь, а по велению души.

valchenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter