Из опыта предков

2013 год можно смело назвать Годом Адама Мицкевича. В Театре имени Янки Купалы Николай Пинигин репетирует «Пана Тадевуша», в куклах поставили «Дзяды». Даже этим же произведением открылся новый частный театр.
С «Дзядамі» хороший старт взял «Театр Ч.»

2013 год можно смело назвать Годом Адама Мицкевича. В Театре имени Янки Купалы Николай Пинигин репетирует «Пана Тадевуша», в куклах поставили «Дзяды». Даже этим же произведением открылся новый частный театр.

Уроженца Беларуси, сына обедневшего новогрудского шляхтича Адама Мицкевича мы всегда чтили и чтим. Читаем, изучаем то как основоположника польского романтизма, то как деятеля народно-освободительного движения, но до сей поры никогда как автора для театра. Между тем он писал произведения, которые называл драматическими поэмами, и определение «драматическое» вело прямой дорогой к театру.

Открытие нового театра всегда очень значительное событие. В большом городе, таком как Минск, театров должно быть много. Для сравнения цифры. В Москве зарегистрировано около 600 государственных театров. В Минске — 10. Есть у нас и один частный — Современный художественный. Теперь появился «Театр Ч.». Его организовал продюсер, страстный любитель сценического искусства Андрей Черный. Для открытия выбрали поэму «Дзяды».

Огромное произведение в стихах и на белорусском языке потребовало колоссальной предварительной работы. Ее осуществляли переводчик с польского Серж Минскевич и инсценировщик Максим Климкович. Не рассчитывая на своих режиссеров, пригласили постановочную бригаду из Литвы. Это Рамуне Кудзманайте, Мариус Яцовскис, Надежда Гультяева и Фаустас Латенас. Помимо режиссерского решения, на них лежала вся работа по визуальному оформлению спектакля. А играют белорусские, в основном молодые актеры из Театра имени Янки Купалы и Республиканского театра белорусской драматургии. Именно в этих коллективах оказались энтузиасты, способные увлечься трудным материалом.

Премьера состоялась еще летом, и тогда же на фестивале в Литве исполнитель одной из главных ролей Роман Подоляко был признан лучшим исполнителем. Уже осенью в дни, когда отмечается праздник поминовения предков, спектакль игрался в огромном помещении при полных аншлагах. В «Дзядах» синтезированы различные жанровые элементы (опера, мистерия), реальность, фантастика, сказочность, мистика.

Название и построение произведения Адама Мицкевича, а следом и спектакля заимствованы из народного обряда поминовения умерших. Обращение к «Дзядам» — не только яркая реконструкция обычаев нашего народа, но и высказывание благодарности предкам за современную жизнь. Жанр спектакля определен как «вялікая імправізацыя». И хотя такого жанра нет, все зрелище воспринимается именно как импровизация с довольно свободным текстом и пластикой, увлеченной актерской игрой.

Публика и критики уже успели высказать свои впечатления о спектакле. На восторги зрителей вылился ушат критических замечаний. Они касались упреков в том, что в «Дзядах» собрались многие узнаваемые элементы литовской режиссуры.

У меня свой взгляд на похожесть режиссерских приемов. Я не вижу там прямых заимствований. Просто дело в том, что литовская режиссура, выросшая из народных языческих корней, явление до сих пор никем не осмысленное. Ею восхищаются. Пытаются объяснить. Она накопила мощный багаж метафор, образов. Из этой копилки можно черпать до бесконечности. Это уникальное богатство впитывают все молодые литовские режиссеры. Нет ничего плохого в том, что они желают с нами поделиться. Именно языческая основа «Дзядоў» очень для этого подходит.

Особо хочется сказать о творческой удаче одного из самых перспективных актеров-купаловцев — Романе Подоляко. Его герой, как утверждают литературоведы, многое впитал из автобиографии самого Адама Мицкевича. Пылкий, романтичный, непоколебимый в отстаивании правды, это действительно герой своего времени. Возможно, не наших часов. Что поделаешь! Он привлекает, притягивает внимание.

«Театр Ч.» взял хороший старт. Хочется пожелать ему дальнейших удач.

Татьяна ОРЛОВА



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter