Спасающихся от беды украинских беженцев на Западе поджидают новые опасности

Из огня да в полымя

Власти стран Евросоюза не в состоянии защитить украинских беженцев от криминальных угроз. Больше всего страдают дети

Кому война, а кому мать родна — расхожее выражение как нельзя кстати подходит к ситуации с украинскими беженцами, число которых превысило 3 миллиона. Беларусь продолжает принимать несчастных, оказывая им всяческое содействие и помощь. Только за сутки, с 6:00 15 марта до 6:00 16 марта, в нашу страну с украинской территории проследовали 139 граждан Украины плюс транзитом через Польшу — 189, через Литву — 12, через Латвию — 1, сообщает ГПК. Однако в других странах, помимо также немалого желания помочь, незримо присутствует и еще один связанный с обездоленными людьми аспект — криминальный. Воспользоваться отчаянным, а порой и безвыходным положением несчастных не прочь и крупные криминальные структуры, и отдельные негодяи.


Украинский вал на Посполитую

Несмотря на регулярные дипломатические пикировки Варшавы и Киева, доля украинцев в Польше неуклонно росла все последние годы. 
По данным польского управления по делам иностранцев, в 2013 году 3863 украинца получили право на проживание в стране по причине трудоустройства на длительный срок. Год спустя эта цифра превысила 8 тысяч, а по состоянию на 14 декабря 2015-го было выдано уже более 20 тысяч таких разрешений.
Отток трудоспособного населения — так называемых заробитчан, то есть уехавших на заработки, — в конце концов озаботил даже официальный Киев. Год назад, в марте 2021-го, украинский кабмин предложил запустить программу беспроцентных кредитов до 150 тысяч гривен (около 5,5 тысячи долларов на то время) на открытие своего дела. По мнению правительства, возможность заняться делом своей мечты должна была помочь вернуть домой хотя бы часть уехавших. По сведениям польских и немецких СМИ, по состоянию на прошлый год в Польше проживало 1,6 миллиона украинцев.

Однако с началом российской спецоперации в Украине на Польшу хлынул колоссальный вал украинских беженцев. По данным польской пограничной службы, по состоянию на конец минувшей недели из Украины в Польшу прибыло свыше 1,7 миллиона человек. Вполне вероятно, что на данный момент можно говорить и о 2 миллионах.

Бездушные «ловцы душ»

Конечно же, в Польше тут же нашлись те, кто не прочь заработать на отчаявшихся людях. Даже вовсю идеализирующий Польшу и не устающий демонизировать Россию телеканал Euronews на этой неделе был вынужден признать, что молодые беззащитные женщины-беженки, часто с маленькими детьми, — потенциальные жертвы злоумышленников: 
«Нажиться на миграционном кризисе, разразившемся после начала войны в Украине, пытаются контрабандисты. Есть опасность попасть в руки других преступников. Несколько дней назад в Польше был арестован мужчина, который поселил у себя беженку и изнасиловал ее».
Польская волонтер Джоанна Маркинг, которая отвечает за приют для матерей-беженок в городке Медыка, более откровенна:
— В сложившейся ситуации существует небольшой процент людей, занимающихся торговлей людьми, педофилов или других преступников. Поэтому те, кто оказался без поддержки, устал и истощен, очень уязвимы.
Это подтвердила Euronews и беженка из Одессы по имени Ханна:

— Нам просто повезло. Потому что у моей подруги скверные люди пытались отобрать на станции все ее деньги. При этом выглядели они, как те, кто хочет помочь. Но они совсем не помогли.

Телеканал дал слово еще одной украинской беженке, Ирине:

— Поступает много очень опасных предложений от разных людей. Они могут обещать поддержку: бесплатно добраться до любой страны, найти квартиру, еду, получить бесплатную медицинскую помощь. Но это неправда.

Торговцы «живым товаром»

Конечно, не в одной Польше криминалитет оживился с началом массового исхода беженцев из Украины. Волонтер румынской неправительственной организации World Vision Romania Андреа Бужор говорит:

— Риск таких случаев очень большой. Каждый год очень много женщин становятся жертвами контрабандистов. Но и дети также подвержены большой опасности. В такие времена люди мобилизуются, в Румынии очень многие откликнулись, и я этим горжусь, но остается риск, что могут быть люди, которые захотят воспользоваться чужой бедой.

Полиция Румынии взаимодействует с национальным агентством по борьбе с контрабандой людей, чтобы предотвратить преступления. На границе женщин предупреждают о необходимости сохранять бдительность. В целях борьбы с контрабандой людей в Польше и Румынии в местах массового скопления работают офицеры разведки в штатском.
О том, что украинские беженцы рискуют стать жертвами торговли людьми, европейские правоохранители предуп­редили и своих латвийских коллег. 
Как сообщает телеканал TV3, госполиция Латвии получила информацию о том, что поблизости от центров приема беженцев стали замечаться криминальные ­элементы, желающие заполучить «живой товар».

— Лица из Украины подвергаются очень высокому риску попасть в руки торговцев людьми. Для мужчин это было бы трудовой эксплуатацией. Для женщин — сексуальная эксплуатация, — говорит вице-президент департамента по борьбе с торговлей людьми и сутенерством Армандс Лубартс.

Впрочем, отмечает TV3, шансов предотвратить грозящую беженцам опасность мало. Когда частные лица предлагают разместить украинских беженцев в своих домах, официально никто не регистрируется, поэтому у полиции нет возможности приехать на внеплановую проверку, чтобы убедиться, что у людей все в порядке. Более того, украинцы нередко попадали в трудовое рабство в Балтии и до начала спецоперации в Украине. По данным того же департамента, только в прошлом году в Латвии начато три уголовных процесса в связи с трудовой эксплуатацией. Но юристы считают, что на самом деле таких случаев гораздо больше.

Еврорасизм XXI века

Еще одной неблаговидной стороной вала украинских беженцев стала их явная сегрегация по расовому признаку. Как отмечает Русская служба Би-би-си, граждане Украины, которые перебрались в ЕС, могут рассчитывать на всестороннюю помощь от Евросоюза. 
А вот граждане третьих стран, даже прожившие в Украине по 20 лет и больше, не могут рассчитывать почти ни на что, кроме унижений и расистских выпадов. В результате тысячи таджиков, узбеков, киргизов, вьетнамцев и выходцев из стран Ближнего Востока и Африки застряли на и без того неспокойной украинско-польской границе в полной растерянности и безысходности.
Водители автобусов, готовые отвезти беженцев хоть в Бельгию, поясняют: они боятся получить уголовную статью за перевозку нелегалов, потому что статус беженцев с неукраинским гражданством в ЕС остается неясным. Агентство ООН по делам беженцев уже неоднократно призывало власти принимающих стран воздержаться от дискриминации в отношении беженцев из Украины.

Проходите мимо

Впрочем, некоторые «шалости» допускает в отношении беженцев — даже чистокровно украинских — и сама Польша. Пытаясь снять с себя хотя бы часть неимоверно растущей нагрузки, она часть украинцев сплавляет дальше, в Литву. 
Как рассказал сетевому балтийскому информагентству DELFI один из инициаторов координационного центра волонтеров «Сильны вместе» Эдмундас Якилайтис, Польша из созданного близ украинской границы центра для беженцев ежедневно отправляет в Литву три-четыре автобуса:

— То есть по 150—200 человек в Литву. Автобус из Люблина ходит в центр каждый день, потом люди пересаживаются в другой автобус, перед этим едят горячую пищу в центре и едут в Литву… Мы вытаскиваем очень много людей, которые идут через границу пешком, у них маленькие дети, они замерзли, дети болеют и т.д. Каждый день мы отвечаем примерно на 600 звонков.

По словам главы Литовского Красного Креста Кристины Мейде, в Литву прибыло уже более 11,3 тысячи (департамент миграции называет цифру выше — 13 600). Мейде говорит:

— Беспокоит то, что у нас уже идет прирост в 1000 человек в день, и мы уже видим, что нам действительно понадобится больше рабочих рук и гуманитарной помощи.

Аналитики многих стран подчеркивают, что за фазой идиллического отношения к украинским беженцам неизбежно наступит фаза разочарования, когда в обществе станут доминировать по отношению к беженцам раздражение, гнев и другие негативные реакции.

Несколько цитат из репортажа русской службы новостей Би-би-си под названием «Дети на войне»


♦ В суматохе на украинской границе начали пропадать дети. Прибывающие к пропускному пункту без родителей, они становятся мишенью для торговцев людьми. 

♦ Учрежденная американскими ветеранами некоммерческая организация Aerial Recovery организует безопасный вывоз детей из детских домов, расположенных в зоне конфликта. Таких детей много — UNICEF оценивает количество воспитанников детдомов и приютов в стране в 100 тысяч. Другие источники говорят, что одиноких детей, выезжающих из Украины, может быть до 200 тысяч. Однако ветераны говорят, что часть детей пропала, и допускают, что они могли стать жертвами торговцев людьми.

♦ На этой неделе озабоченность проблемой детей выразила комиссар ЕС Ильва Йоханссон. «Нам также сообщают о преступниках, которые забирают детей из детских домов, чтобы пересечь вместе с ними границу, а потом использовать их в торговле людьми», — сказала она. «Все знают, что это происходит, но масштаб проблемы оценить невозможно из-за общей неразберихи. Власти пытаются отследить всех детей (по документам), но те не оставляют бумажного следа», — говорит сотрудник НКО Salam Мартин Квернбекк.

♦ «Они очень легкая цель — они ищут помощи, — говорит Квернбекк. — Если вы взрослый и у вас есть еда или крыша над головой, то они пойдут с вами. Они не знают, что так делать нельзя». Квернбекк слышал об исчезновении детей из разных источников. Ему рассказывали, что похитители притворяются соцработниками или правозащитниками. «Это очень продвинутые банды. Речь идет о хорошо финансируемых, крупных группировках, которые зарабатывают таким образом на жизнь, — продолжает Квернбекк. — Сейчас начался хаос, и они пользуются этим беспорядком, чтобы похищать детей и женщин».

♦ Квернбекк отмечает, что большинству мужчин в возрасте от 18 до 66 лет запрещено покидать Украину. Однако мужчина в компании троих детей может свободно перей­ти границу. Проверок не проводится. «Проверить, является ли этот мужчина родителем этих детей, невозможно», — говорит он.

♦ Львовские власти, по словам операционного директора организации Aerial Recovery Джереми Лока, говорят, что в стране пропали около 5000 детей. В документах они значатся, но найти их не могут. «Либо они погибли, либо перешли границу, или их перевезли через границу контрабандисты», — говорит Лок.

♦ Глава службы защиты детей львовского областного министерства социальной политики Владимир Лис признает, что бежавшие за границу дети могут стать жертвами торговцев людьми или быть вовлечены в проституцию. «Конечно, такой риск есть, особенно если они уехали без опекуна или вообще без взрослых», — говорит он. Мартин Квернбекк добавляет, что точное число исчезнувших детей ему неизвестно. Сейчас украинские власти продолжают их разыскивать.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter