Из одного металла льют…

Сколько нужно платить белорусским инваспортсменам за медали?

Оценку достижений наших инваспортсменов понять невозможно. Принять тем более

Тронули за душу телерепортажи российских коллег из канадского Ванкувера. Возможно, еще и потому, что во многих из них проводились параллели с выступлениями профессиональных спортсменов, которые, извините за прямоту, на фоне параолимпийцев смотрелись ущербно и с треском провалили главный зимний старт четырехлетия. На их фоне обе спортивные делегации Беларуси были в «шоколаде». Здоровые атлеты добились наивысшего достижения в новейшей истории страны: полный комплект медалей, несмотря на «неуд.» четырех из шести дисциплин. Инваспортсмены не только повторили рекордный результат Турина-2006 (9 наград), но и достигли наивысшей планки как по качеству медалей (2 золотых), так и по общекомандному месту (9-е). Причем сделали это всего 9… атлетов. Честь им за это, хвала. И… ущербное вознаграждение.

Тема справедливого премирования белорусских инваспортсменов муссируется фактически после каждой Параолимпиады, летней или зимней. А в итоге и на сегодняшний день, она, как и прежде, составляет около 30 процентов от сумм, которыми отмечаются государством олимпийцы-чемпионы и призеры – 100, 50 и 30 тысяч долларов соответственно. Почему это так до сих пор — понять невозможно. Принять тем более. Россия, к примеру, не делит атлетов на здоровых и инвалидов, одаривая теперь 100 тысячами евро и тех, и других. Аналогичной практики придерживаются Украина (150 тысяч долларов), Азербайджан (750 тысяч долларов), Казахстан (250 тысяч долларов) и другие страны СНГ. Беларусь, которая с учетом своих скромных людских ресурсов может гордиться их достижениями на аренах, этого не замечает.

Параолимпийское движение во всем мире давно снискало такое же, если не большее, уважение, как и олимпийское. Его главные старты также жалуют своим вниманием сильные мира сего – президенты и премьеры многих стран. Ему оказывается такое же содействие известными компаниями-спонсорами. Потому что на соревнованиях инваспортсменов, где уже давно и все также поставлено на профессиональную основу, идет столь же ожесточенная и бескомпромиссная борьба. Подчас до крови и потери сознания, на доли секунды и на сантиметры. Неудивительно, что из Ванкувера вели прямые трансляции американские, канадские, российские телекомпании и «Евроспорт». И медали для олимпийцев и параолимпийцев всегда были равны, отливались из тех же драгоценных металлов и в тех же пропорциях. Пото-
му что они вкупе с поднятием национального флага и гимном страны – символ высшего спортивного мастерства, силы воли, мужества и целеустремленности. А о том, что проявить эти качества людям, обиженным судьбой или природой, несравненно сложнее, говорить не приходится.

Наше государство очень многое делает для спорта высших достижений, равно как и для массовой физкультуры. Сколько средств вложено только в строительство новых и реконструкцию старых спортсооружений! Оно не прекратилось даже в кризисный, сложный для Беларуси прошлый год. Почему же наши чиновники до сих пор считают параолимпизм фестивальным движением и экономят на инваспортсменах?! Знаю не понаслышке, что даже то небольшое поощрение, которое они получали за прошлые успехи, многие пускали на свое лечение, а также на продолжение спортивной карьеры. На тренировки, сборы, инвентарь, медикаменты и т.д. Потому что в отличие от здоровых атлетов их обеспечение всегда оставляло желать лучшего и, как правило, налаживалось лишь в канун Параолимпиад. Конечно, что-то оставалось и их семьям. Но весьма немного. Не по этой ли причине покинул Беларусь один из ее летних рекордсменов пловец Сергей Пунько, уже оформивший российский паспорт. На аналогичный шаг настроен еще один многократный чемпион Параолимпиад и также пловец Роман Макаров. Потому что Россия гарантирует им не только равные со здоровыми атлетами вознаграждение за медали, президентские стипендии, пожизненные пенсии, но и адекватные условия подготовки, а также решение жилищной проблемы. Два года назад по поручению Ассамблеи стран СНГ был разработан модельный закон «О параолимпийском спорте», в чем, к слову, особо активное участие приняла белорусская сторона. Россия, Украина, Азербайджан и ряд других стран его уже приняли. Более того, южные соседи еще раньше возвели для инваспортсменов летнюю супербазу в Евпатории, достраивают зимнюю в Мукачево, а во всех регионах страны открыли ДЮСШ для детей-инвалидов. Парламент Беларуси этот закон еще не рассматривал.

Необходимо признать: в нашей стране немало сделано для развития параолимпизма в последние годы, однако явно недостаточно. В спортшколах в лучшем случае открыты считанные отделения для параолимпийцев, а тренеров, которые захотели бы с ними работать, днем с огнем не сыщешь. Все по-прежнему на уровне энтузиазма, на общественных началах. Причина — нет условий для занятий, мотивации и заинтересованности. А ведь в Беларуси, по неофициальным данным, более 500 тысяч инвалидов. И для скольких из них физкультура и спорт смогли бы стать наилучшей социальной реабилитацией, возвращением в большую, полноценную жизнь. Не следует также забывать, что цивилизованность государства определяется его отношением к детям, старикам и инвалидам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter