До 23 января на Минщине, как и по всей стране, продлится празднование Рождества

Из обряда не нужно делать шоу

До 23 января на Минщине, как и по всей стране, продлится празднование Рождества. Этновечеринки, конкурсы песен, спектакли... В Минском областном центре народного творчества утверждают, что в регионе погулять можно на 90 праздниках, финальный аккорд — «Рождественские колядки» в Борисовском районе.


Традиции Коляд белорусам сохранить удалось. Чуть ли не в каждой деревне имеется свой оригинальный колядный обычай, которому следуют и стар, и млад. Почему бы культработникам, на которых, собственно, во многом и завязана организация «свята», не использовать это новогоднее время для единения сельчан? Повод этот, чтобы скрасить их будни, особенно цельный в смысловом отношении. Потому что корни — в глубине веков, да и продолжение свое (из-за того, что больше похоже на игру) подрастающее поколение воспринимает на ура.

В Беларуси есть список нематериальных культурных ценностей. В нем знаменитые колядные обряды: лепельская «Жаніцьба Цярэшкі» или семежевские «Калядныя цары», некоторые другие. К сожалению, непосредственно на них, ставших теперь уже почти «звездными», лично мне побывать не довелось. Но командировки в те места были у меня в другое время года. И вот с каким мнением сельчан столкнулась: из некогда камерных, закрытых для большой общественности, почти интимных обряды, по их мнению, потихоньку превращаются в некий бал-маскарад. Почему? Виной излишнее внимание. Гостей на таких торжествах нынче хоть отбавляй: там и коллеги-журналисты, и приглашенные артисты (в том числе из-за рубежа), и работники культуры, которые хотят поучиться самой организации обряда... Целиком и полностью с мнением старожилов согласиться не могу, ведь это хорошо, когда ты на виду, когда хочется делать свое дело более качественно, показать себя с лучшей стороны. Но во всем этом, полагаю, разумно было бы держать чувство меры. Принципиально, с моей точки зрения, именно то, чтобы из обряда не получалось на выходе шоу. Не ради традиции, а ради показухи — ни уму, ни сердцу.

Лично для меня Коляды — праздник все же семейный. У нас традиция — собираться у бабушки в деревне. За одним столом многие родственники, на нем традиционные для белорусов блюда, затем служба в церкви... Кажется, никаких особенностей нет, но если бы в нашу семью в это время наведывались многие гости, то потерялся бы дух, как говорит моя младшая сестра, «закрытой вечеринки». Особого размаха не наблюдается, как мне рассказали знакомые, в праздновании Коляд в Погосте Житковичского района. Главное блюдо там варится не из перловки, как принято, а из пшеницы, перетертой в специальной ступе. А 21 января в трех деревнях Березинского района проводят аутентичный обряд «Тянут Коляду на дуба». Сельчане украшают Коляду (зажиночный или дожиночный сноп) или колесо от телеги, на котором располагаются сено и горшок с кутьей. Затем сбрасывают с дерева и поджигают...

Примеров обрядов можно привести много. Другое дело — не «размножить» ли обряд в культурном пространстве региона? К примеру, зона бытования живой традиции той же игры «Жаніцьба Цярэшкі» не одни только Терешки в Лепельском районе, а еще пять деревень. Почему не «взять в оборот» близлежащие села? Во-первых, на территории другой деревни обряд можно сделать более красочным и динамичным (по запросам зрителей). Во-вторых, на самой родине оригинал не станет «опопсевать».

Импонирует, что по такому пути пошла одна из агроусадеб Лепельщины. Обряд там совершают на базе крестьянско-фермерского хозяйства, причем не первый год. Уже проводили праздники и обряды земледельческого цикла, а однажды в КФХ даже белорусскую свадьбу француженки и голландца по исконно народным традициям сыграли.

С таким подходом, получается, и волки сыты, и овцы целы. То есть, с одной стороны, успокоить можно ценителей фольклора, ведь народное наследие сохранено; с другой — подбодрить тех, кто видит в культуре коммерческую выгоду.

uskova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter