Почему уменьшается популяция пчел и падают урожаи

Из малины — много, вереска и дербенника — мало

♦ Правда ли, что пчелы вымирают в нашей стране так же, как и по всей Европе? 

♦ В чем секрет получения самого вкусного и качественного меда? 

♦ Чем отличается полесская пчела и зачем ее изучают ученые?
Традиционно в августе отмечается Медовый Спас — праздник всех пчеловодов и любителей сладкого продукта. В «Сельской газете» прошла прямая линия, посвященная полезному лакомству и труженицам, которые его собирают. Своим опытом и современными подходами, а также экспертным мнением поделился с читателями «СГ» заведующий отраслевой лабораторией пчеловодства РУП «Институт плодоводства» Дмитрий РАХМАТУЛИН.

Пасека для поля и сада

«СГ»: Дмитрий Константинович, насколько знаю, вы бортник в седьмом поколении. Поменялись ли технологии в пчеловодстве со времен вашего деда? Какие научные исследования проводит лаборатория?

— Действительно, мои предки много веков держали пчел. В детстве врезалась в память такая картинка: две новенькие эмалированные ванны на 200 литров, заполненные медом. Дедушка трудился пасечником в колхозе «Знамя коммунизма». Опираясь на сегодняшний опыт, могу сказать, что все изменилось. Каждые десять лет в пчеловодстве маленькая революция. Иной тип запечатывания ульев, другие материалы для них, новые породы пчел. К примеру, десятилетие назад о бакфастах никто и не слышал, а сейчас они завоевывают популярность. 

В рамках научного эксперимента мы оцениваем репродуктивные возможности маток различного возраста — в зависимости от сроков подсадки в семьи. В природе на 7-й день «королева» оплодотворяется, на 12-й начинает откладывать яйца. Считается, что чем старше она, тем хуже справляется со своими функциями. Правда, лично я убежден, что у нее достаточный физический запас и возраст не влияет на яйценоскость. Проверим это. 

На базе института находится одно из трех племенных хозяйств в стране, занимающихся разведением и селекцией пчел краинской породы. Поддерживаем и среднерусскую. По поручению председателя президиума НАН Беларуси Владимира Гусакова идет активная работа по созданию кластера по пчеловодству на базе НАН Беларуси, в который объединяются предприятия сельхозпрофиля, входящие в отделение аграрного сектора. Один из первых проектов, запланированный в рамках исследований, — уточнение породного районирования пчел в республике. 

— Все чаще читаю о том, что пчел на планете становится меньше, а причины этого явления непонятны. Так ли это? Что их убивает? Может, сети 5G виноваты?

Елена, Витебский район

— Пчел действительно в мире в последние десятилетия все меньше. Это связано с увеличением химизации сельского хозяйства: активно используются неоникотиноиды, гербициды и другие соединения. Есть теория, что сети 5G также влияют на численность вида. У нас в стране большие поля засеяны монокультурами, что негативно сказывается на популяции пчел. Многие леса достигли зрелости, их вырубают. В то же время именно в таких массивах хватает старых дуплистых деревьев, где мог бы обитать рой. Все это влияет на пчеловодство, следовательно, растет и цена на мед. 

Нам катастрофически не хватает профессиональных пчеловодов, нет никого на смену уходящего старшего поколения. Этой профессии учат только в одном колледже в стране, и то на заочном отделении. Средний возраст студентов — за сорок. Я знакомился с ними: бизнесмены, работники лесного хозяйства, шахтеры… Это любители, получающие знания для себя, а народному хозяйству нужны профессионалы. 

Пчеловодство в основном сконцентрировано в лесхозах, но им необходимо опылять и растить деревья. Когда-то лесное ведомство поставило задачу: в каждом лесхозе не менее 90 пчелосемей. И она выполняется. А как же сельское хозяйство? Опыты показали, что благодаря высокоплотному опылению пчелами урожайность яблони может повыситься на 60 процентов. Некоторые современные виды малины без крылатых тружениц просто не плодоносят. Как и гибридный рапс и гречиха. 

— Этой весной в саду совсем не было слышно привычного жужжания. Видно, и урожай не порадует. Что случилось? Можно ли чем-то привлечь крылатых помощниц?

Анна Ивановна, Логойский район

— «Когда погибнет последняя пчела, человечество проживет четыре года», — писал Эйнштейн. Наверное, помните: еще лет сорок назад возле каждого сельского дома стояло как минимум 2—3 улья. По сравнению с 1990-м количество пчелосемей в стране уменьшилось в три раза: с 600 тысяч до 211 тысяч. Только на рапс нужен 1 миллион 200 тысяч пчелосемей. А ведь есть еще и многие тысячи гектаров промышленных садов, цветущих одновременно с рапсом. Перед сельским хозяйством, фермерами, сельчанами все острее проблема опыления. Касается это и леса: к примеру, падает урожай черники. Осложняется дело погодными капризами. Весной из-за низких температур по ночам деревья не выделяли нектар, пчела к ним не летела. Можно дома приготовить раствор, который привлечет опылителей в другой раз. Нужно взять воду и сахар в соотношении 1:1 и через мелкий опрыскиватель обработать деревья во время цветения. 

— В прошлом году в ноябре россияне приняли новые правила содержания пчел. Нельзя ставить ульи у скотомогильников, очистных сооружений и навозохранилищ. Кроме того, пасеки должны быть далеко от предприятий ‎по производству кондитерской и химической продукции, аэродромов, военных полигонов, радиолокационных, радио- ‎и телевещательных станций. У нас есть похожие ограничения? Как считаете, нужны они?

Евгений Олегович, Щучинский район

— У нас аналогичные постановления и санитарные правила с похожими ограничениями. Правда, касаются они только вновь создаваемых пасек. Если человек давно держит пчел, никто не будет ломать его уклад жизни, ведь так почти в каждой деревне. Что у соседей? К примеру, Украина занимает второе место в мире по производству меда. Наши правила постоянно корректируются. Была попытка запретить ставить ульи у дорог, но транспортная система настолько хорошо развита, что это оказалось невозможным. На мой взгляд, проблема в том, что нет единого постановления, регулирующего пчеловодство: этим заняты разные ведомства вплоть до Минстройархитектуры. Общепонятные правила, в том числе касающиеся отношений с сельхозорганизациями, были бы нужны и тем и другим.

— Из-за химобработки полей потерял пчел, вывезенных на рапс. Можно ли добиться компенсации?

Михаил, Могилевская область

— К сожалению, эта проблема не новая. Ежегодно получаем такие сигналы, помогаем составлять исковые заявления в суд. В нынешнем году, как я понимаю, резко потеплело, все одномоментно начали обработку рапса. В Уголовном кодексе есть отдельная статья, где указано, что использование химикатов, повлекшее массовую гибель животных (и пчел в том числе!), наказывается штрафом или арестом. Знаю о прецедентах, когда пчеловоды отсуживали компенсацию или добивались мирового соглашения на своих условиях. 

Липовый — на самом деле разнотравье

— Замечала не раз, что стоимость меда зависит от погоды: когда неурожай, на некоторые виды сразу взлетает цена. Как, на ваш взгляд, сложилось это лето для сбора полезного продукта, много ли выкачают из ульев? 

Екатерина, Речицкий район

— Нынешний год — один из самых неплохих по товарному меду. Есть прямая корреляция цены и собранного урожая. Если не хватает своего, привозят из России. В этом году много рапсового меда, с малины, крушины, лугового разнотравья. У нас в стране нет настоящего липового меда — недостаточно деревьев. Единственное крупное насаждение липы в Осиповичском районе, а в лесах эта порода занимает менее процента территории. Выходит, липовый — на самом деле разнотравье. В России он другой. Типичный — со слегка мятным вкусом, холодит, когда тает во рту. В Башкирии в этом году сгорела тысяча гектаров липового леса, поэтому в 2022-м может быть дефицит царского меда. Первая половина лета складывалась удачно, поэтому в достатке будет сортов из малины и крушины. А вот верескового и с иван-чая мало, еще меньше с дербенником. Цена у большинства пчеловодов останется на уровне прошлогодней — 16 рублей за литр, хотя некоторые пытаются продать за 18. 

— Какой вид меда любите больше других?

Иван Тахоня, Чериковский район

— У меня любимый — рапсовый. В целом считаю, что белорусы должны потреблять продукт, произведенный на их территории, неподалеку от дома. 

— Каждый год в августе обязательно бываю на медовых ярмарках, посвященных празднику Спаса. Выбор очень большой. Как сориентироваться?

Людмила Сергеевна, Полоцкий район

— На многих подобных ярмарках продают товар не пчеловоды, а те, кто просто занимается бизнесом. У многих есть любимый стоматолог, парикмахер, продавец на рынке… Мой совет: заведите личного пчеловода. Это люди, к которым вы вернетесь и через год, и через два, они дорожат своей репутацией. Так безопаснее для здоровья, ведь никто не будет нести ответственности, когда выставка уедет. В Полоцком районе лично знаю очень добросовестных молодых пчеловодов, есть и магазин с местной продукцией. 

— В чем посоветуете хранить мед?

Инна, Ивановский район

— Лучше всего в таре с плотной крышкой, а вот покупать и продавать удобно в пластиковой. У коллег был прецедент, когда в машине разбилось 200 килограммов меда. А дома переложите мед в стеклянную или керамическую посуду с крышкой. Даже горшочек из глины подойдет! 

Ошибки на пасеке

Правда ли, что есть белорусский вид пчелы? Полесский? Чем он отличается? Каких пчел посоветуете?

Григорий Степанов, Лельчицкий район

— Мой предшественник Михаил Филиппович Шеметков занимался исследованиями на юге страны и открыл полесскую популяцию пчелы. Мы пытаемся ее восстановить, но я бы не рекомендовал заводить, особенно если у вас есть дети или соседи. Она скорее подходит для лесной пасеки, чем приусадебных участков. У этого вида дикая медоносная база, пчела привыкла защищаться от животных и отличается высокой злобливостью и способностью роиться. Ее успешно разводят в Полесском радиационно-экологическом заповеднике, где нет людей. Мед соответствует республиканским допустимым нормам по радиации. Маток этой пчелы продаем, но помните об агрессивности: потревоженная, она может мстить, так что лучше ставить ульи с ними на хуторе. А для деревни краинка — самый оптимальный вариант, один улей в сезон может дать 30—40 килограммов.

— Я не очень опытный пчеловод и каждый раз перед откачкой сомневаюсь, достаточно ли вызрел мед. Посоветуйте, пожалуйста, как это определить? Не хочется, чтобы забродил.

Лариса Петровна, Жлобинский район

— Влажность продукта — не более 20 процентов, а определить ее можно в специальной лаборатории. Не оставляйте емкость с медом открытой: впитывая влагу, может забродить. В этом году не­устойчивая погода, уже идет сбор падевого меда. Он самый полезный, содержит много микроэлементов. Но пчелам трудно его переварить, поэтому пасечникам нужно побеспокоиться о том, чтобы вовремя выкачать его и взамен обеспечить гнезда сладкой подкормкой. 

— У нас всегда стояли ульи из дерева. Но вот недавно увидел на пасеке из пенопласта. Какие лучше?

Нина Федорова, Логойский район

— На пасеках института 90 процентов ульев из пенополистирола. Они теплее и практичнее, товарная продуктивность выше, развитие семей в них лучше. Идею подсмотрели у зарубежных коллег. Те, кстати, объясняли такой выбор с точки зрения экономии: дерево — дорогой материал, а пенопласт не рассыхается, форма готова. 

— В чем основная ошибка начинающих пчеловодов?

Виталий Васильевич, Пуховичский район

— Мало уделяют внимания лечению от пчелиного клеща — и теряют целые семьи. Заклещенность в этом году ниже обычного, но обрабатывать нужно. Главное — ежегодно менять препарат. Иногда спрашиваю: чем лечили раньше? Люди не помнят либо берут одно и то же средство. Нужно каждый год менять действующее вещество. Обращайте на это внимание. Думаю, товарный мед в нынешнем году уже не получить. Хоть еще и август на дворе, но пора готовиться к зимовке. 

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter