Из личной жизни королей

Выставка лондонского Музея Виктории и Альберта «Королевские сокровища: европейские шедевры 1600 — 1800 годов»...
Выставка лондонского Музея Виктории и Альберта «Королевские сокровища: европейские шедевры 1600 — 1800 годов» откроется только 16 — 17 августа. Но читателям «СБ» Национальный историко–культурный музей–заповедник «Несвиж» предоставил уникальную возможность увидеть драгоценности сегодня. В Золотом зале Дворца Радзивиллов уже расставлены витрины с предметами из крупнейшей кунсткамеры Великобритании. 34 экспоната, принадлежавшие аристократам Западной Европы, не случайно оказались в культурной столице нашей страны и именно в бывшей резиденции самого могущественного рода средневековой Беларуси.



Наталия Жерко, замдиректора музея–заповедника, на мой вопрос, что оригинального осталось в Золотом зале с прошлых времен, поначалу разочаровывает:
— Восстанавливать его пришлось почти с нуля. Работы здесь длились больше всего, если сравнивать с другими помещениями княжеской резиденции. Но, по–моему, именно в Золотом зале как нигде чувствуется величие Радзивиллов. Поэтому не случайно было решено в этих апартаментах разместить витрины с королевскими сокровищами. А продолжение выставки — вот за этими дверями.

— Куда они ведут?

— В залы Слуцких поясов. Так они условно называются — здесь будут экспонироваться шляхетские аксессуары. А пока тут — личные вещи знатных персон, привезенные из Лондона.

Обращаю внимание на маленькую белую табакерку. Эмалированная вещица украшена картой тогдашней Европы. Наталия Жерко подсказывает, что на ней отображены территории, охваченные Семилетней войной середины XVIII века. Время тех баталий историки иногда еще называют «первой мировой войной». На табакерке к своему удивлению обнаруживаю и белорусский город Grodno. Раритет оказался на выставке через третьи руки. Табакерка принадлежит семейству Гилбертов, они одолжили ее лондонскому музею, а оттуда редкий предмет попал в Несвиж. Увидеть шедевр декоративно–прикладного искусства есть шанс до 4 ноября, прежде чем он навсегда покинет пределы нашей страны.

В коллекции, привезенной в Несвиж, еще несколько табакерок — именных, принадлежавших монархам: одной из них пользовался прусский кайзер Фридрих Великий. Из личных вещей любопытны пистолеты французского короля Луи XV.
Конечно, дамы обратят внимание на изящные веера и туфельки из гардеробов жен аристократов. Я же надолго задержался у витрины с тарелкой, украшенной сельским пейзажем и лягушкой. Блюдо расписал в XVIII столетии английский мануфактурщик Вэджвуд для российской царицы Екатерины Великой. Рядом — вилка и нож XVII века с ручками, изображающими римских божеств Вакха и Купидона.

Жизнь много веков назад, подумалось мне, принципиально от нынешней не отличалась. Все стремились жить красиво. Только если в 1600 — 1800–е годы, охваченные экспозицией, высокий уровень благосостояния могли себе позволить считанные из миллионов европейцев, то сейчас — каждый, кто работает. Разве удивишь современного белоруса или англичанина красивым сервизом или дизайнерскими перчатками? Присмотритесь к таким вещам в несвижской экспозиции: с них начиналась та культура, которая из элитарной к нашему времени превратилась во всеобщий стандарт благосостояния. И если соломенную шляпу с инкрустацией соломенными же цветами могла себе позволить несколько веков назад только итальянская аристократка, то сейчас — любой покупатель магазина «Белхудожпромыслов».

По–моему, главный смысл экспозиции королевских сокровищ в том, что прогресс настолько далеко шагнул вперед, что многие из выставленных вещей — не в диковинку нам, людям XXI века. Другое дело, что сейчас производство большинства из них поставлено на поток. Несколько же столетий назад каждый предмет вытачивался, сшивался и расписывался, декорировался вручную — у нас, в Европе. Подлинные шедевры экспортировали из Поднебесной — дорогущие, как, например, ваза в форме букета тюльпанов, созданная по спецзаказу нидерландских предпринимателей в провинции Цзиндэчжэнь (по сей день здесь мировой центр фарфорового искусства). Обратите внимание на эту вещицу, когда будете рассматривать сокровища в Золотом зале.

Уносясь мыслями на запад Европы и на Дальний Восток, не станем забывать, что мы — в культурной столице Беларуси 2012 года. И не только нашего времени. Несвиж с XVI века держит планку как художественный и музейный центр страны. Убедиться в этом легко: залы Слуцких поясов украшают портреты наших аристократов, и если их внимательно рассмотреть, то можно обнаружить многие предметы, которые представлены на выставке из Лондона.

Советую пройтись и по другим залам замка. На втором этаже Арсенала есть потрясающая экспозиция раритетов, пролежавших с 1939 по 2012 год в «спецхране» несвижского костела Божьего Тела: одежды ксендзов, скульптуры и драгоценности из серебра и золота, начиная с эпохи Ренессанса, создававшиеся на Западе, в Речи Посполитой и Российской империи, по красоте и утонченности не уступают, а кое в чем и превосходят предметы, привезенные из Музея Виктории и Альберта. А вывод из сравнительного анализа прост: Беларусь была и есть часть европейской цивилизации. Доказывать это сто раз не надо. Нужно просто приехать в Несвижский замок и все аргументы один раз увидеть.


Кстати

49 шедевров из Музея Виктории и Альберта покажет с 16 августа по 4 ноября Национальный художественный музей. Замдиректора НХМ Надежда Усова в связи с ажиотажем вокруг выставки посоветовала записываться на нее заранее: «По–видимому, нам придется ограничить прием посетителей до 500 человек в день, чтобы гарантировать сохранность и безопасность экспонатов».
Внимание: экспозиция в Минске откроется 16 августа, в Несвиже — 17–го.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter