Гомельские школьники в кружках изучают вузовские дисциплины

Из кружка в программисты

Почему профессиональные навыки можно получить только на последних курсах колледжа или университета? Современное дополнительное образование меняет этот подход. Сегодня кружки технического творчества — лаборатории, где фактически готовят программистов и инженеров робототехники. Юным слушателям Гомельского областного центра технического творчества детей и молодежи пока недоступна теоретическая база высшей математики, но в практической части они могут дать фору студентам.


Когда-то в детстве мы и наши родители грезили космонавтикой. Нынче в моде не просторы Галактики, а виртуальные измерения. Новинка сезона в Гомельском областном центре технического творчества детей и молодежи — курс Game Dev (разработка игр). Школьники учатся создавать 3D-модели, изучают язык программирования С Sharp и работу на движке Unity. Преподаватель центра Андрей Макеенко поясняет:

— Это целый комплекс предметов, я бы сказал, курс, который позволяет детям создавать свои миры. Потом они их переносят на платформы. Помимо этого, школьники развивают свои идеи в форме сценариев. Важно, что подростки уже могут писать игры для любых гаджетов и платформ. Что это дает? Наши воспитанники готовы найти себя на рынке труда будущего. С 13 до 17 лет эти умники получают такие знания, что уже в школьные годы могут быть конкурентоспособными программистами.

В соседнем кабинете раскинуты настоящие сети. Не рыбацкие, а те, без которых уже нельзя представить нашу жизнь, — компьютерные. Ребята изучают «Сетевую безопасность». Это целая специальность в дипломах выпускников серьезных технических вузов. Предмет сложный, но современная молодежь к нему готова, многие из них выросли за компьютером, улыбается педагог Денис Лепшей.

— Дети нынче влюблены в программирование. Здесь не надо заставлять, главное, чтобы было не скучно. Этот предмет отвечает за организацию сетевого пространства, его безопасность и работу с подключенными устройствами и пользователями. Это все сетевые утилиты, проверка, анализ и перераспределение трафика. Несколько лет учебы — и на выходе мы получаем готового системного администратора, у которого еще полно сил и энергии учиться и развиваться дальше, придумывать и реализовывать новые собственные идеи.


Надо отметить, что в наши дни кружки технического творчества уже давно сделали большой шаг от моделирования в сторону популярного программирования. Самое масштабное увлечение молодежи — робототехника. Обучение начинается с 6 лет. На первом этапе робота собирают из конструктора и этой композиции с моторчиком дают различные задания: ехать по прямой, поднимать груз, объезжать препятствия. С последующими этапами обучения конструкции и задания (а значит, и их программирование) усложняются. Эти навыки вполне успешно можно применять для погрузчиков транспортных компаний, космических модулей вроде марсохода или пилотируемых комбайнов. Кстати, это направление очень актуально, ведь уборочные машины движутся как раз по тем траекториям, которые выписывают роботы в технических кружках.

Директор Гомельского областного центра технического творчества детей и молодежи Наталья Олейник считает, что робототехника, как и программирование, для современного ребенка — магические слова:

— Это то, что сегодня нравится детям. Эти занятия включают классическую работу с паяльником, без которой невозможен инженер, создающий IT-технологии. Ведь главное — правильно заинтересовать ребенка. Не магнитофон будешь паять, а создавать робота! Собрать, спаять, потом программировать — увлекательная цель. К слову, такая дисциплина, как робототехника, в университетских программах предусмотрена только с третьего курса, и то по узким специальностям. Хотя данные знания будут куда более востребованы обществом, экономикой, промышленностью, сельским хозяйством, чем тоже очень важный морфемный разбор слова.

На Гомельщине техническим творчеством охвачено более 3.000 детей. Сделан интересный шаг: роботы вышли за пределы 6 центров техтворчества и просто кружков. Например, в Жлобинском районе робототехника уже два года есть в каждой школе. Здесь это, конечно, дополнительный, но доступный предмет. Для Беларуси, которая строит эффективную IT-экономику, такой подход к подготовке будущих профессионалов очень актуален.
В Гомельской области 65 кружков, где более 800 детей запускают роботов. Именно робототехника дала новое дыхание дополнительному образованию.
galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter