Как мы проверяли качество питьевой воды в Гомеле

Из крана дома твоего

Рассказывать о незаменимости воды — значит лить воду на мельницу прописных истин. Поэтому сразу к делу. В рамках проекта «Р» наш  корреспондент решил проверить качество воды, которую каждый день пьют жители Гомеля. Первым делом узнаю, в каком виде должны быть доставлены пробы. — Для анализа понадобится литр воды, — консультируют в Гомельском област-ном центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. — Предварительно нужно спустить воду из крана и ею же промыть бутылку. Желательно, чтобы вода находилась в бутылке не более суток. 

В лаборатории Центра гигиены и эпидемиологии определяют 76 показателей качества воды

Детали мелкие, но существенные. Ведь если принести воду в грязной таре, это может сказаться на результатах исследований. На велосипеде с рюкзаком за спиной объезжаю знакомых в разных районах Гомеля. Просьбу вынести литр воды некоторые комментируют с ехидцей:

— Что отмечал вчера? «Сушняк» приключился?

Узнав, для чего нужны образцы, вмиг становятся серьезными. Качество воды волнует всех без исключения. Поэтому каждый просит позвонить и сообщить о результатах. Ага, непременно. В газете прочтете.

Отбираю три пластиковые бутылки. В двух из них — вода в первозданном виде. В третьей — пропущенная через многоступенчатый фильтр, которым сегодня может обзавестись любой желающий.

Учитывая масштабы Гомеля, конечно, проб можно было бы взять вдвое больше. Или втрое. Только особого смысла нет. Определить показатель по городу или даже по отдельному району — затея бесперспективная. Все равно что измерить среднюю температуру по больнице. Слишком много факторов, с учетом которых пробы могут отличаться даже в разных домах одного района. Влияют, к примеру, состояние труб, их протяженность, срок эксплуатации, дата последней промывки водопровода и многое другое.

Итак, мы в лаборатории, где проводятся физико-химические, органолептические исследования воды. Заказывают их в основном владельцы водопроводов, на балансе которых они находятся. Население проявляет активность в основном в летний сезон, привозя воду из деревень и с дач. Чаще всего интересуются на предмет наличия нитратов. 

— В питьевой воде мы можем определять около 76 показателей, — рассказывает заведующая лабораторией санитарно-химических и токсикологических методов испытаний ЦГЭиОЗ Елена Листратенко. — Каждый из них исследуется по определенной методике. Процесс может занимать от нескольких часов до нескольких дней. 

Некоторые методики можно назвать классическими — они не меняются на протяжении десятилетий, поскольку исправно выполняют свое предназначение. Есть и современные агрегаты с труднопроизносимыми названиями. При их использовании роль лаборантов сводится к функциям оператора, а результат выдается практически сразу. В общем, технологии исследований насколько интересны, настолько же сложны для описания и понимания теми, кто далек от этой темы. 


Принесенные мною образцы отправляются на исследования, а я общаюсь с заведующим отделением коммунальной гигиены ЦГЭиОЗ Сергеем Кравченко. Он заверяет: с момента, когда Гомель полностью перешел на водоснабжение из артезианских скважин, пить воду из-под крана можно без опаски. В разных районах показатели могут несколько отличаться, но в целом все они соответствуют утвержденным стандартам СанПиН (санитарных правил и норм). 

Постоянный контроль осуществляется на нескольких этапах. Первые пробы исследуются до того, как вода попадает в водопровод. К слову, сами водозаборы относятся к стратегическим объектам и находятся под круглосуточной охраной. 

Как уже говорилось, влиять на цвет и вкус Н2О могут общее состояние водопровода, километраж труб, давление в сети и даже время суток, когда открывается кран. Увидев рыжеватый оттенок или проскочившую в струе частицу ржавчины, не спешите кричать «караул!». Чаще всего достаточно немного слить воду — и она идет чистой. Если же нездоровый цвет сохраняется, конечно, стоит сообщить в водоканал. Кстати, в будущем эта проблема канет в Лету. Современные водопроводные коммуникации выполняются из полимеров, которые не подвержены коррозии. 

Сергей Кравченко отмечает, что часть поступающих жалоб носят субъективный характер. То есть пробы соответствуют нормативам, но человеку не нравится вкус. Это, извините за каламбур, дело вкуса. Еще лет 20 назад привкус хлорки в воде из-под крана считался чем-то само собой разумеющимся и не вызывал особых нареканий. Однако в эпоху бутилированной воды и домашних фильтров критерии меняются. Кстати, дорогостоящие многоступенчатые фильтры способны очистить воду до состояния дистиллята. В чем довелось убедиться, получив результаты исследований принесенных проб. 

Специалисты определяли три основных показателя: жесткость (норма — не более 7 ммоль/л), содержание железа (0,3 мг/л) и фторидов (не более 1,5 мг/л). Первая бутылка воды была набрана из-под крана в микрорайоне Старый Аэродром. Общая жесткость оказалась равна 4,4 ммоль/л; содержание железа — 0,18 мг/л; фторидов — 0,06 мг/л. Все показатели соответствуют нормам. Однако существует еще понятие физиологической полноценности воды, согласно которому рекомендуемое содержание фторидов должно быть не менее 0,5. В «аэродромной» воде их концентрация снижена. 

Вода в историческом центре Гомеля (улица Гагарина) имеет жесткость 6,8 ммоль/л, что близко к границе нормы, но не выходит за ее пределы. А высокая жесткость способствует быстрому и обильному появлению накипи в чайнике. Лично мне приходится регулярно извлекать ее целыми кусками. Выглядит не весьма эстетично. Специалисты говорят, что показатель жесткости в скважинах центрального водозабора наиболее высокий по Гомелю. Рекомендовали использовать простой угольный фильтр, который смягчит воду. А вот фторидов, как и в первом случае, оказалось маловато. 

Однако самый интересный результат выдало исследование воды, очищенной через фильтр. При очень низкой жесткости (0,5 ммоль/л) железа и фторидов в ней фактически не обнаружено. Эта вода по-прежнему соответствует СанПиН 10-124 и пригодна к употреблению. Однако ее физиологическая полноценность нарушена. «Оригинал» из-под крана в этом смысле полезнее. Ведь пить дистиллированную — ту самую, что заливается в автомобильные аккумуляторы, — вряд ли кому-то захочется. 

— Государство гарантирует качество и безопасность централизованного водоснабжения, — резюмирует в завершение Сергей Кравченко. — Санитарный надзор осуществляется постоянно. Чего нельзя сказать о колодцах и скважинах на территориях частных домовладений, дачных участков. Ответственность целиком и полностью лежит на их хозяевах. Вода же там, как правило, добывается из поверхностных горизонтов. При этом рядом может находиться сарай, выгребная яма, использоваться удобрения — все то, что способно повлиять на качество воды. Конечно, ее необходимо проверить. В идеале же лучше всего использовать такую воду на технужды, а для питья и приготовления пищи — употреблять бутилированную. 

proleskovskiy77@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter