Из хобби возгорится пламя

Любое увлечение начинается безмятежно, как рассвет над речным заливом

Любое увлечение начинается безмятежно, как рассвет над речным заливом. Все сначала хорошо. Велосипедист выкатывает велосипед из салона, щурясь на солнце. Собачник застегивает щенку ошейник и в первый раз идет выгуливать его во двор. Любитель букинистических фолиантов с придыханием втягивает ноздрями “залежавшийся” запах слипшихся страниц. Но период гармонии длится недолго.

Потом человек хочет, чтобы кто-нибудь разделил с ним его интересы. Про свой велосипед, щенка или раритетное издание, которому не помешала бы хорошая санобработка перед чтением, он сначала долго рассказывает домочадцам, затем дальним родственникам и знакомым по телефону. Потом — случайным прохожим на улице. Кто-то обязательно должен разделить с ним радость. Ему обязательно надо обратить ближнего в свою веру. Как же он удивится, когда обнаружит, что кто-то не разделяет его увлечений и, напротив, одухотворяется чем-то совершенно иным: вместо велосипеда по-старомодному ходит пешком, любит кошек, а не собак, к желтушным фолиантам равнодушен, предпочитая жизнерадостный запах свежей типографской краски книжных новинок.

Мир равновелик и полярен. От этого иной человек впадает в тихое раздражение. Или же решительно отправляется в бой за свою идею. Любое увлечение рано или поздно оборачивается нетерпением к другому: громким коммунальным скандалом, затяжной, как ветрянка, сварой, глухим и демонстративным молчанием. Пешеходы прокалывают шины велосипедистам. Те, в свою очередь, не соблюдают правила на трассах. Дальнобойщики жаждут проскочить под носом у товарного поезда. Почему всегда так?..

Казалось бы, какое хорошее и правильное увлечение, например вегетарианство. Тем более летом, когда многие задумываются перед пляжным сезоном о красивой фигуре, здоровье. Не поспоришь с тем, что организм, как твердит нам с утра до ночи адепт здорового обмена веществ Елена Малышева, время от времени надо чистить от шлаков и холестерина. (Вот еще одна загадка: телеведущая ратует за идею вселенской гармонии без антибиотиков и грелки, но в своих речах иногда бывает крайне дисгармонична.) Кто-то занимается очищением организма во время поста, кто-то круглогодично может легко обходиться без запеченной бараньей ноги на виноградных листьях. И это замечательно. Каждому свое. Кому — арбуз, кому — свиной хрящик.

Встречал я вегетарианцев в жизни: милые, безобидные люди. Правда, идейных последователей среди них все-таки мало. Для кого-то это скорее мода, фетиш, ожерелье светской привычки над декольте. Из деятелей мировой культуры можно вспомнить лауреата Нобелевской премии писателя Джона Максвелла Кутзее, последовательно пропагандирующего в своих романах киплинговский завет: “Ты и я — одной крови”. В Москве есть целое представительство международной организации вегетарианцев “Фронт освобождения животных” — подпольной группы вегетарианцев и веганов, предпочитающих радикальные методы борьбы за права братьев наших меньших. Кстати, не знал, что между первыми и вторыми есть какие-то отличия. Оказывается, есть: веганы — все равно что монахи, они проповедуют наиболее строгую форму вегетарианства.

“Фронт освобождения животных” в Европе существует с 1976 года. Добрался он и до постсоветского пространства. Как настоящие подпольщики, его участники сживают со свету тех, кто, как им кажется, обижает братьев наших меньших. В январе 2014 года члены московского “отделения” освободили 13 птиц из частного зверинца. По их мнению, пернатые содержались в антисанитарных условиях, в голоде и холоде. Правда, куда птицы делись потом и долетели ли в мороз до южных стран, их уже не волновало. Главное — открыть клетку, и земля им птичьим пухом. Такая боевая группа, почти что из абсурдистской комедии режиссера Терри Гиллиама “12 обезьян”. А начиналось все благородно — с идеи отказа от мяса. Но превратилось в фарс и чуть ли не в трагифарс.

Вместо того чтобы раздавать витамины у метро, недавно “фронтовцы” устроили поджог в московском конно-спортивном клубе “Матадор”, расположенном возле Лианозовского парка. Мотивировали это тем, что хозяин клуба Сергей Никулин якобы содержит животных в ужасных условиях. Подожгли коневоз, стоявший в восьми метрах от конюшни. Сотрудники клуба отреагировали мгновенно, иначе огонь мог перекинуться с прицепа на здание, где находились лошади.

Акцию поджигатели сопроводили письменными угрозами в адрес Никулина: “Если он и его команда не прекратят через полгода заниматься деятельностью, связанной с животными, то в следующий раз загорится уже не машина...” Сам хозяин пожал плечами, подал иск об умышленном поджоге в ОМВД “Лианозово” и сейчас ждет результатов пожарной экспертизы. А своим обидчикам ответил просто: “Конюшня открыта для всех, и в любой момент любой зоозащитник может лично убедиться в том, как живется здесь лошадям”.

А если бы сотрудники конного клуба не спохватились вовремя и не потушили пожар? Что бы тогда сказали горе-зоозащитники? Свалили вину на владельца клуба, заявив, что тот бросил окурок в стог сена?..

Чем больше думаю об этом деле, тем меньше нахожу ответов. Защита прав животных — завоевание нашего времени или фикция, ширма для идиотов? С легкой руки Брижит Бардо, воспылавшей к старости любовью к животным, теперь принято выливать краску на шубы из натурального меха, заливать в сапоги из крокодиловой кожи цемент, устраивать демонстрации в защиту прав пингвинов...

Мир постепенно сходит с ума. Животные, поди, и не подозревают, что за их права так активно сегодня борются.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter