История народного ансамбля народной песни «Живица»

Из какой криницы выросла «Живица»

История народного ансамбля народной песни «Живица» филиала «Василевичский центр народного творчества» началась 24 года назад, через год после слияния двух сельских клубов соседних деревень Василевичи и Поречье. А инициатор создания вокального коллектива — Мария ОСТАПОВЕЦ, которую назначили на должность заведующей ЦНТ. С чего начинала свою работу? Организовала кружки шахмат и шашек, это быстрее и проще. А дальше?



Идея пришла в голову сама собой. Когда-то бегала девчушкой петь в школьный хор. От двоюродного брата девочке досталась гармонь. Профессионально овладеть музыкальным инструментом не получилось — до музыкальной школы сложно добираться, — стала учиться самостоятельно.

Окончив 10 классов, выбрала специальность, связанную с приборостроением. Только это не отдалило ее от любимого увлечения. За первые отпускные на Лидском оптическом заводе купила новенький аккордеон, за ним поехала с отцом на лошади в Слоним. Каждый раз убеждаешься, какие бы виражи жизнь ни выписывала, человек рано или поздно оказывается в нужное время в нужном месте. Так и с моей героиней. Через несколько лет Мария Александровна вернулась в родное Поречье, что рядом с Василевичами. Здесь и предложили ей руководить Центром народного творчества. Гродненский колледж искусств окончила заочно, чтобы увереннее чувствовать себя в профессии.

Знала, кто и чем в деревне дышит, решила пойти по хатам, собрать людей. Уговаривать сельчан, к счастью, долго не пришлось. Сейчас со словами благодарности отзывается об Ирине Савко, Зое Лазко, Татьяне Шиловец, Марине Вайчик, Галине Жук, Владимире Герасимчике, Михаиле Пакинсохе, Петре Герасимчике. Это те, кто первыми откликнулись и пришли в коллектив. Назвала его сама — «Крынічанька».

И все бы хорошо, но где брать музыкальное сопровождение? Обратилась за помощью к школьному учителю музыки Светлане Талерчик. Та взялась за шлифовку голосов и подбор репертуара. Первый год просто приходила на репетиции. Мария Александровна смеется: «То шоколадкой ее угощу, то так попрошу помочь. Но мне нужен был такой человек постоянно. К счастью, Светлана Петровна окончательно перешла на работу в центр, и в коллективе появился еще один красивый голос и аккомпаниатор».

В 1999 ГОДУ к «Крынічаньке» присоединился еще один профессионал со спецобразованием — Олег Рогозин, став одновременно и исполнителем, и музыкантом. Постепенно добавлял инструментальную группу из блокфлейты, бас-балалайки, барабана, бубна, аккордеона и баяна. До сих пор поют под живую музыку, фонограмму включают в основном на уличных выступлениях в сильный холод, когда сложно играть.

Молодой специалист Наталья Хавтур руководство коллективом взяла на себя в 2007-м. Для выпускницы местной школы, а позже и Гродненского колледжа искусств держали место. Хотелось, чтобы свой человек, которого знают с детства, влился в коллектив. В этом же году «Крынічаньку» переименовали в «Живицу» и она получила звание «народный». Сейчас в ней 12 человек, все свои, родные.

— Из первого состава практически никого не осталось, — рассказывает Мария Александровна. — Ирина Владимировна Савко не поет уже 2 года, многие ушли еще раньше. Возраст, состояние здоровья. Я же тогда не одних молодиц приглашала, некоторые были в возрасте. Сегодняшний состав абсолютно другой, в нем больше профессиональных музыкантов, возможности другие. Сама уже редко беру аккордеон в руки, перешла на барабан.

Заведующая ЦНТ Мария ОСТАПОВЕЦ, библиотекарь Татьяна СКОК,  аккомпаниатор Светлана ТАЛЕРЧИК и художественный руководитель Олег РОГОЗИН.



Профессии у участников «Живицы» разные. Ольга Серкова работает учителем математики в Поречской базовой школе, ее коллега Ольга Репницкая учит младших ребят. Галина Микульская сторож детского сада. Супруги Дмитрий и Светлана Матяско работают в школе искусств агрогородка Деревная. Водителем в дорожном управлении трудится Владимир Якимович. Живет в Слониме, в Василевичах его бабушка и дедушка. Марина Герасимчик швея, ее мама Людмила бывшая доярка, сейчас на пенсии. Иногда к односельчанам присоединяется музыкант-самоучка Петр Герасимчик. Поддерживает частушечников, на проводах зимы с гармошкой ездит на санях. Человеку около 70 лет, но с инструментом не расстается.

Интересная деталь — мужчин сложнее привлечь к творчеству. И не потому, что талантов нет. Слесари да водители — простые люди, не привыкшие к сценическим подмосткам. Оказалось, стесняются они, чтобы им женщина «голос ставила», петь учила. Сразу выясняю: учителям можно прийти на репетицию после уроков, а как быть доярке или свинарке? Там же график работы другой.

Оказывается, под них подстраивались. Если концерты, просили выйти подменных рабочих. Но из-за этого срывов или уходов из «Живицы» не было. Более того, люди сами приходят по 3 раза в неделю, никто никого не уговаривает. Им за счастье встретиться и попеть.

Мечтают в коллективе обновить старенькие костюмы, да нет средств. Может, найдутся для талантливых людей спонсоры, помогут.

Просматриваю «живичный» репертуар. Произведения Леонида Захлевного, Игоря Лученка, Эдуарда Зарицкого, Константина Цыбульского, Нила Гилевича, Валерия Иванова... Коллектив популяризирует и песни современных белорусских композиторов. На стенах в кабинете заведующей и в фойе висят многочисленные дипломы, грамоты и благодарственные письма. Ансамбль — неизменный участник фестивалей и концертов самых различных уровней. Гастролировал коллектив даже по литовскому Висагинасу, приглашали на юбилей города.

Пока слушала и смотрела, все время думала: с чего все начиналось? С названия «Крынічанька» или с конкретного человека, который и стал родником для всех?

chasovitina@sb.by

Фото автора и из архива ЦНТ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter