Из грамма набегают тонны. И миллионы!

Эта же фабрика выпускает и обычные шоколадки. Решил как-то купить одну. Выбрал подешевле. А когда пришел домой и внимательно рассмотрел, то увидел, что шоколадка вместо ожидаемых 100 граммов весит 80. Пересчитал на привычный вес. Вышло ничуть не дешевле.

Много лет покупал шоколадные батончики одной известной кондитерской фабрики. Вес одного был 50 граммов. А тут смотрю — 48. Спрашивается, зачем возникла необходимость менять вес фасованного продукта.

Эта же фабрика выпускает и обычные шоколадки. Решил как-то купить одну. Выбрал подешевле. А когда пришел домой и внимательно рассмотрел, то увидел, что шоколадка вместо ожидаемых 100 граммов весит 80. Пересчитал на привычный вес. Вышло ничуть не дешевле.

Думаете, это единичные случаи? Как бы не так. Порой складывается впечатление, что значительная часть предприятий, производящих фасованные продукты питания, бросилась уменьшать их вес. Был кофе в 100-граммовой упаковке. Начинает появляться по 90 и 95 граммов. Крупы десятилетиями шли в килограммовых пакетах. Сейчас появились сначала по 900 граммов, а затем и по 800. А уж с пельменями и вовсе полная неразбериха. Вместо привычных полукилограммовых пачек стали появляться и по 450 граммов, и по 420. Если рядом лежат пельмени в привычной упаковке, то потребителю надо пересчитывать всякий раз, выгодно ли покупать уменьшенную.

Естественно, сам собой напрашивается вопрос: кому это надо? Только не торговле, сказал мне как-то в беседе один из ее представителей. Ей разницы нет, брать, скажем, свои 20 процентов стоимости с 800 или 900 граммов. Выходит, выгоду хочет получить тот, кто расфасовывает продукт. Чаще всего это бывает сам производитель. И мой собеседник привел такую схему.

Если, скажем, три или четыре производителя будут фасовать крупу в пакеты по одному килограмму, то здесь никого не проведешь. При одинаковом качестве покупатель возьмет ту, что подешевле. А вот когда начинают сыпать в пакеты по 800 и 900 граммов, ситуация напоминает мутную воду. Во-первых, даже при честно уменьшенной цене пропорционально весу есть вероятность, что более дешевый пакет купят быстрее. Но это ли является главным движущим фактором для производителей и расфасовщиков продуктов? Думаю, что нет. Ведь именно в мутной воде легче всего ловить рыбу. Можно насыпать в пакет 900 граммов, а установить цену как за 950. Скажете, что на пятидесяти граммах не наживешься. Но ведь таких пакетов предприятия производят десятки и сотни тысяч в год. Вот и набегают из граммов тонны, а значит — миллионы дополнительных рублей.

Что же делать в этой ситуации? Думаю, что свое слово могут сказать организации, отвечающие за стандарты выпускаемой продукции. Например, можно закрепить в нормативных документах, какого веса должны быть фасованные продукты. Скажем, килограмм или полкилограмма. И никаких 450 или 900 граммов! А мелкие упаковки кондитерских изделий могут быть, допустим, 20, 50 или 100 граммов, а не 18, 36 или 42. Думаю, от этого выиграют прежде всего потребители. А у предприятий исчезнет соблазн получить дополнительный доход за счет покупателей.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter