В Кореличах воссоздали традиционную одежду местных крестьян по старинной почтовой марке

Из гардероба предков

Знать свои корни, помнить и уважать предков — вот основные заповеди любого народа, на которых зиждется национальная идея. Белорусы не исключение. В каждом уголке нашей страны обязательно найдется хотя бы один человек, который хранит в своем сердце и памяти частичку местной истории, традиции своей земли. Уникальные старинные рецепты, необычные праздники, аутентичные танцы, музыка и многие другие элементы нематериального наследия сегодня приобрели небывалую популярность. В отличие от сравнительно недавнего прошлого, когда из-за отсутствия в обществе интереса к истории родного края многие значимые детали были утеряны. Сегодня их приходится восстанавливать заново. Зачастую с большим трудом.


Постепенно возвращаются к истокам и жители Кореличского района. Фактически из руин здесь был восстановлен и получил вторую жизнь знаменитый Мирский замок. Возрождаются старинные промыслы вроде плетения из соломки, гончарного дела, ткачества, льняного рукоделия. А недавно сотрудницы отдела ремесленной деятельности «Кореличский Дом ремесел» смогли воссоздать традиционную одежду местных крестьян, которую те носили на стыке XIX—XX веков. Для этого кореличским мастерицам понадобилось несколько лет. Полгода они скрупулезно изучали особенности традиционного кроя и вышивки и два года назад смогли изготовить праздничный летний вариант мужского и женского костюмов. Закончив эту работу, решили пойти дальше и продемонстрировать, в чем ходили кореличчане в холодное время года. И сразу столкнулись со сложностями. Информации об этом не было. Литература выдавала море сведений об аналогичных костюмах Витебщины, Полесья. О внешнем виде западных белорусов — практически ничего.

— Подготовку к созданию костюма мы начали с исследовательской работы, — рассказывает заведующая отделом ремесленной деятельности «Кореличский Дом ремесел» Юлия Бояренко. — Выяснилось, что и исследовать-то нечего. Казалось бы, времени прошло немного, а ни одного образца традиционного костюма здесь не осталось. Многое было разграблено в неспокойные времена первой половины XX века. И мы приступили к изучению литературных источников. Это тоже не принесло большой пользы. Наконец, в одной из энциклопедий нашли изображение старой почтовой марки, на которой были представлены новогрудские крестьяне в традиционной теплой одежде. Если принимать во внимание, что Кореличский район был образован только в 1940 году, а до этого находился в составе Новогрудского повета, можно сказать, нашли именно то, что искали. Кстати, изучив огромное количество литературы, пришли к выводу, что схожую одежду носили на Слонимщине и Лидчине.

Стоит отметить, что объектом интереса мастериц был не зимний вариант одежды, а как бы сейчас сказали — демисезонный. Потому что и на Кореличчине, да и на многие сотни километров вдаль от этого региона в мороз крестьяне неизменно носили теплый кожух и меховую шапку-ушанку. А вот осенне-весенний вариант в разных местностях имел свои особенности. Оказалось, что серьезных отличий между женским и мужским костюмами не было. Работницы Дома ремесел сами решили несколько приталить и подрасклешить женское пальто, чтобы придать ему больше элегантности. На самом деле форма силуэта, ворота и пояса у крестьян и крестьянок практически не отличалась. Головной убор мужчин — соломенная шляпа или картуз из того же материала. А женщины на тонкий платок накидывали еще один, более плотный.

— В оригинале теплая одежда шилась из натурального сукна ручной работы. Кстати, на территории сегодняшнего Райцевского сельсовета когда-то существовала сукновальня, где делали одежду для армии. Сейчас такая ткань не производится, но мы постарались подобрать материал, максимально похожий на нее. Пуговицы изготавливались вручную из дерева. Их особому дизайну внимания никто не уделял. Более зажиточные крестьяне могли позволить себе пуговицы из металла или кости. Мы воспроизвели стандартный вариант — выточили их из дерева. Украшалась одежда сплетенными вручную шнурами, которые так же, вручную, замысловатой волной пришивались по подолу и рукавам изделия. Мы тоже сделали такие шнуры и украсили ими наши костюмы. На это пошло примерно 15 метров рукодельного шнура. Сейчас изучаем традиционное для нашего края искусство объемного плетения поясов и в перспективе собираемся дополнить этот строй плетеным поясом. Вообще весь костюм делался только вручную. Швейных машинок не было, как и разнообразия цветов — черный да серый. Что касается обуви — носили кожаные сапоги черного или рыжеватого цвета. Но это было большой роскошью. К таким сапогам относились очень бережно, надевали в особых случаях и передавали по наследству. В основном ходили в соломенных лаптях.

Простота и обыденность дизайна изображенных на марке костюмов не смутила сотрудниц отдела ремесленной деятельности «Кореличский Дом ремесел». По опыту создания традиционных летних костюмов они уже уяснили, что местные крестьянки были теми еще модницами и старались максимально украсить свою одежду яркой и сложной вышивкой. Поэтому наверняка находили способы принарядить скучное сукно самыми разными способами. Один из них — отделку разноцветными шнурами — кореличские мастерицы и рискнули продемонстрировать. Сейчас они собираются приступить к изучению и изготовлению детской традиционной летней одежды. Предварительные исследования показали, что и здесь придется столкнуться с недостатком информации и собирать костюмчики по крупицам разрозненных сведений.

Язык в ухе

Изучать историю края можно по-разному. Кому-то достаточно статьи в Википедии. А кто-то считает, что должен увидеть все собственными глазами, дотронуться до замшелых камней старинной церкви, почувствовать подошвами кроссовок бугристость деревенской «бруковки», попробовать на вкус традиционные блюда. Недавно энтузиасты Кореличского района принялись за изучение кулинарной истории здешних мест. Они встречаются с 80—90-летними бабушками, которые охотно делятся воспоминаниями о блюдах своего детства.

Оказалось, что кухня этой белорусской глубинки очень интересна и самобытна. Взять хотя бы «Мозги в яйцах». Жареные с луком телячьи мозги перемешиваются с мелко нарубленным яйцом и подаются на стол в яичной скорлупе. Или «Язык в ухе». В свиное ухо заворачивается язык, все это тщательно скручивается в рулет и варится три часа. Сытные яства запивали некогда очень популярным тут напитком — овсяным киселем. А по праздникам на столе появлялась и хреновуха — самогонка, две недели настаивавшаяся на хрене с медом.

Пояс для топора

В Кореличском районе возрождается одно из необычных традиционных ремесел — ткачество поясов. Когда-то этот край на весь мир славился своими гобеленами. Сейчас местные мастерицы кропотливо осваивают искусство ручного плетения поясов. Мастер-методист отдела ремесленной деятельности Ольга Кришень начала с самого простого — создания декоративных шнуров. Некоторые можно плести сразу на пальцах без всяких специальных приспособлений. Наши предки их использовали в разных целях — от хозяйственных до декоративных, например, в качестве браслета. Позже перешли к плетению на специальном оборудовании: вилки, колодки, бердо… Уже освоена технология объемного плетения, благодаря которой пояс получается в виде трубочки. Он более практичен, чем шнур. Ранее такие пояса в несколько колец обматывали вокруг себя мужчины-крестьяне для того, чтобы повесить топор. Объемный пояс не так сильно врезается в тело под тяжестью инструмента. Сейчас Ольга изучает технологию создания плоских широких поясов. Ее специфика уже ближе к ткачеству, а не к вязанию. Такие пояса украшаются богатым орнаментом и рисунками. А там — кто знает? Может, и до возрождения знаменитых кореличских гобеленов недалеко...

Созданию костюмов предшествовала кропотливая исследовательская работа, говорит Юлия Бояренко.

charovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter