«Из двух заявлений мне подписали счет на мебель...»

В средней школе № 28 Минска Людмила Чибирева вот уже 14 лет исполняет-таки главную роль — директора

Когда она приглашает посмотреть школьный спектакль или концерт, в голосе улавливается особенное волнение, словно женщина сама выйдет на сцену, словно именно ей придется исполнять главную роль в спектакле. В средней школе № 28 Минска Людмила Чибирева вот уже 14 лет исполняет-таки главную роль — директора. 

Как  ей  проспорили  килограмм  шоколада 

Людмила Михайловна родилась в семье военного. До седьмого класса училась в Минске, но среднюю школу заканчивала уже на Чукотке.  В 1967 году уверенная в своих знаниях выпускница приехала с семьей в Минск, город ее детства. Тогда ей казалось, что нет такого вуза, куда бы она не могла поступить. Завидная уверенность огорошила Людмилину подругу. 

Разузнав, на каких факультетах БГУ самый высокий конкурс, девушка решила поспорить с подругой на килограмм шоколада, что обязательно пройдет на философский. Там, как в театральном институте, был настоящий ажиотаж — 25 человек на место! 

И прошла! Но учиться не захотела. На следующий год, хорошенько все обдумав, Людмила поступила на вечернее отделение исторического факультета. Став женой одноклассника, студента Рижского авиационно-строительного института, она переехала в латышскую столицу, где и началась ее педагогическая работа. 

В  колонии  строгого  режима 

В Риге молодой учительнице предложили преподавать в… колонии строгого режима. Когда она представила, с какими учениками придется иметь дело, в душе появились и страх, и смятение. Но все же Людмила Михайловна была человеком не из робкого десятка и согласилась. 

На удивление, ее ученики в колонии отнеслись к молодой учительнице серьезно и с уважением. Спустя несколько лет у Людмилы Михайловны появится возможность перейти работать завучем в среднюю русскую школу. Но и там без сложностей не обошлось. Вспоминая своих непослушных учеников из цыганского табора (у нее училось много цыган), собеседница с юмором рассказывает об одном из эпизодов своей учительской работы. 

— Недалеко от нашей школы стоял табор. Город строился, пришло время — и им выделили квартиры в многоэтажном доме. Как классный руководитель, я должна была познакомиться с родителями своих учеников. В один из свободных вечеров я поднимаюсь на 9-й этаж новостройки. На лестничной площадке меня первой встречает… кто бы вы думали? Коза. Звоню в квартиру, открываются двери, и вижу, что в пяти комнатах расположился чуть ли не весь табор. «Замечательные» были условия для учебы у моих цыганских учеников! 

В Риге я прошла настоящую педагогическую закалку, очень много работала и никогда не переставала думать о моем любимом городе Минске. 

Школьный  «бунт» 

Вернувшись в Минск, Людмила Михайловна устроилась завучем в 53-ю минскую школу. В управлении образования Советского района столицы заметили организаторские способности педагога и предложили должность директора 28-й минской школы. 

— Когда я пришла в эту школу, то увидела ее в ужасном состоянии: ободранные стены и полы, полуразрушенная мебель, сантехника не работает, компьютеры разворованы, — даже сейчас, спустя почти 15 лет, Людмила Михайловна не может спокойно рассказывать о горьких впечатлениях первых дней работы. — Первое желание — развернуться и уйти. Я не могла понять, как это в центре города может быть такая школа? Второго сентября мне звонят жители из соседних домов и сообщают: «Ваши дети бунтуют, выбрасывают парты из окон». Я прибегаю и вижу, что в одном из кабинетов дети выбросили полуразрушенную мебель. Тогда я села и написала две бумаги в управление образования — заявление об увольнении и счет на большое количество мебели. Попросила подписать одну из этих бумаг. Подписали счет на мебель. Тогда у меня появилась надежда. 

Уроки  хореографии  под  руководством…  слесаря 

Занимаясь хозяйственно-строительными работами, директор строго контролировала учебный процесс, изучала работу кружков. Посетив занятия по хореографии, которыми руководил… слесарь 6-го разряда, Людмила Михайловна сделала вывод: вряд ли дилетантский подход принесет детям пользу. К счастью, вскоре в школу пришла завуч Валентина Книга, творческий, одаренный человек. Ее серьезный подход к хореографии и у детей вызвал большое желание заниматься танцами. К тому же Валентина Николаевна была инициатором создания театральных классов. 

— Сегодня у нас 15 хореографических классов и 5 — с театральным уклоном, — в голосе Людмилы Михайловны нотки гордости за свою школу. — Надо побывать на наших концертах, спектаклях, чтобы убедиться, как талантливы дети. Да и физическая нагрузка очень полезна — дети меньше болеют. За все время моей работы здесь мы только несколько раз закрывались на карантин. Сейчас у нас 912 учеников и 105 учителей. Мало кто из наших детей  хотел бы поменять школу. 

Солидный  юбилей 

В ноябре этого года 28-я минская школа будет отмечать 90-летний юбилей. Десятью годами раньше, на 80-летие, председатель Мингорисполкома по просьбе директора выделил средства для благоустройства школьной территории. Каждый год на школьном дворе появляются новые, красиво и со вкусом оформленные цветочные композиции. В прошлом году уголок «Деревенское подворье» особенно понравился малышам. По оформлению территории 28-я школа занимает одно из первых мест в Советском районе. 

Постепенно благоустраивая школу, Людмила Михайловна недавно решила одну из важнейших задач — замену окон. 

— Это нам стоило огромного труда, — директор достает из своего стола увесистую папку. — Вот они, наши проекты и расчеты — работа детей по энергосбережению. Мы все продумали и доказали: если поставить стеклопакеты, школа будет больше экономить электроэнергии, тепла. Мы представили все эти документы в комитет по энергосбережению, и там сочли необходимым старые окна заменить. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter