Правда ли, что в Беларуси уже начали делать трактор с «ломающейся» рамой?

Из другого конкурентного племени

С необычным вопросом в редакцию обратился местный самоделкин Андрей Смоляков из Гомельского района. Он был на «Белагро», видел какой-то, по его словам, необычный, с ломаной рамой, отечественный трактор, но в спешке не успел все подробно рассмотреть и изучить. Андрей слышал, что последние несколько лет именно этот производитель начал активно работать над созданием сельхозтехники с шарнирно-сочлененной рамой, и спрашивает, готова ли новая модель к производству или это только выставочный образец?


Шарнирно-сочлененная или «ломающаяся» рама — нетрадиционная конструкция для нашего сельхозмашиностроения. Но у нее свои достоинства. Если при обычной компоновке нагрузка на переднюю ось примерно 40 процентов и 60 на заднюю, то при шарнирной нагрузка на оси распределена равномерно. Техника более устойчива и не становится, как говорят, «на дыбы». Плюс наименьшее давление колес на почву, реализовывается весь запас мощности двигателя, что повышает проходимость. Еще одно преимущество — лучше маневренность, так как угол разворота меньше.

Машины на базе такой конструкции, как правило, относятся к самому высокому тяговому классу. А еще это техника, поражающая своими размерами и мощностью двигателей, которые превышают 300 и более лошадиных сил. Правда, и итоговый ценник за такую баснословный. Позволить ее себе могут крупные и богатые хозяйства. И чтобы быстрее покрыть затраты на приобретение — особо простаивать тракторам не дают. Работают они едва не круглый год и практически на износ.

На откуп, как правило, им отдают тяжелые работы на пахоте многокорпусными плугами, безотвальной обработке, глубоком рыхлении, дисковании, бороновании. Эти тяжелые машины также трамбуют силос. Реже используют для транспортировки кормов на фермы. Для этих работ вполне хватает тракторов с меньшей мощностью двигателя — до 150 лошадиных сил.

Модели с необычной рамой давно производят компании с мировыми именами — скандинавская, американская и итальянская. Самый известный производитель в СНГ — Петербургский тракторный завод. Недавно аналогичную технику начал делать комбайновый завод в Ростове.

Три года назад идею о создании в Беларуси таких тракторов взялся активно продвигать «Амкодор». Планировалось, что они станут прямыми конкурентами не «Беларусов», а как раз-таки российских «Кировцев».

​Впервые модель с шарнирно-сочлененной рамой производитель показал в июне на «Белагро-2017». Это была машина с равновеликими колесами и двигателем 330 «лошадок». Эксплуатационная масса — 16 тонн. Но это была еще не серийная машина, а опытный образец. Пока что технику не выпускают массово, а доводят до ума. Как рассказали нам на заводе, трактор на стадии испытания, но в долгоиграющих планах у производителя поставить на поток и более мощные модели в 500 лошадиных сил.

А что касается того образца, что, Андрей, вы видели на «Белагро», — это мульчирователь «Амкодор 2021». Его собрали совсем недавно и специально для выставки временно сняли с эксплуатационных испытаний. Основное предназначение такой необычной техники — дробить на щепу древесную растительность прямо на делянке в лесу. Но ход вашей мысли касательно конструкции верный. В основе мульчирователя — «ломающаяся» рама. Она дает возможность равномерного распределения нагрузки на оси, и земля, по которой проходит машина, не разрезается глубокими колеями, что делает ее более пригодной к дальнейшим лесопосадкам.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter