Это досужие наблюдения обывателя. Как специалисты оценивают погоду нынешнего лета и ее последствия для здоровья и урожая, например?
Дмитрий Лужинский, заместитель генерального директора по науке и производству Научно–практического центра Национальной академии наук по земледелию: «Для растений обильные дожди, которые мы наблюдаем, — это очень хорошо. Ни одна культура от них не проиграет. Есть проблемы с сушкой зеленой массы второго укоса, но локальные, решаемые. Работы за посевами практически завершены, поэтому технике на полях, особенно с зерновыми культурами, сейчас делать нечего, размокшая почва ничем не мешает. А какой будет урожай, сейчас не знает даже господь бог. До уборки еще далеко, может случиться что угодно: ураган, град... Оценить урожай можно будет только тогда, когда комбайны выйдут в поле».
Не очень оптимистичны виды на дачные урожаи. Сильный дождь сбивает пыльцу на помидорах, в холодную погоду замедляют рост южные культуры: перец, баклажаны, огурец, дыни. Моркови и свекле влага не очень опасна, а вот лук может пострадать. Если начала формироваться головка, то при затяжных дождях он может просто сгнить. Чтобы его сохранить, надо по подсохшей грядке пройтись с граблями — дать корням воздух.
Утешил декан факультета общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО Алексей Чуканов: «На изменение давления обычно реагируют гипертоники, но это, так сказать, стандартное явление. Большинству граждан неустойчивая погода нынешнего лета ничем не грозит».
Заместитель начальника службы метеорологических прогнозов Белгидромета Светлана Рыбакова констатирует: «Да, к сожалению, погода нестабильна, нечастые теплые дни сменяются похолоданием. Столь же холодной первая июльская декада была в последний раз в 1998 году. За сутки местами выпало до половины месячной нормы осадков. Сейчас к нам вновь устремился холодный воздух из Скандинавии, температурный фон заметно понизился и не соответствует климатической норме для этого времени. Можно сказать, что мы вернулись то ли в осень, то ли в весну. Выходные тоже не порадуют солнцем и теплом».
Впрочем, Светлана Вениаминовна заметила, что в последние годы мы привыкли к жаркому маю и началу лета, хотя 30–градусная жара как раз для Беларуси и нехарактерна. Что касается экстремальных перепадов температуры на планете, будь то жара или холод, они объясняются именно предсказанным глобальным потеплением. Дать по моей просьбе среднесрочный прогноз на август собеседница однако не рискнула.
Что ж, будем принимать сказанное философски, помня, что «у природы нет плохой погоды». И все же при всем уважении к профессионализму синоптиков хочется пожелать: если и до конца лета будут предсказывать лишь прохладную и дождливую погоду, то... лучше бы ошиблись.