Календарь и традиции: 8 - 14 июля 2019 года

Июль косит и жнет, долго спать не дает

В традиционном народном календаре 9 июля — Давыд‑земляничник (Давид). Наступило время основного сбора лесных ягод: «Давыд‑земляничник девок в лес за ягодами зовет». И настоящей королевой в том лесном богатстве всегда считалась земляника. 



10 июля — Самсон (Сампсон, Семен, «Сем братоў»). В народной метеорологии день знаковый. По наблюдениям, если дождь зарядит на Самсона, то может лить «аж да верасня» (!): «на Сямёна дождж — сем тыдняў то ж»; «сем братоў варожаць, колькі тыдняў пагоды». 

С будущей недели лето, как говорится, «пакоціцца з горкі» — в сторону осени. И Петров день (12 июля) тому подтверждение: «прыйшоў Пятрок — упаў лісток». В то же время Петров день обычно чуть ли не самый теплый, так что «на Пятра грэх мерзнуць». Еще в народном представлении святые Петр и Павел — верные помощники в летних крестьянских работах и прежде всего — в косьбе: «святы Пётра ў косы звоніць, святы Паўла граблі робіць». Петров день окутывает теплым как парное молоко воздухом, звонко звенят косы на лугах, и скошенные упругие травы наполняют все вокруг необыкновенным ароматом. 

Вообще, коса как основная «прылада» связывается не только с именами Петра и Павла. Помощниками в косьбе выступают и другие святые: Иван, Донат, Кузьма, Демьян. Выкованная в огне кузнецом коса традиционно символизировала мужское начало. С косой, при работе с которой нужно затратить много сил, связывался целый ряд запретов и примет. Через нее нельзя было переступать женщине: иначе у косы оторвется ухо. Запрещалось просто класть косу на землю: нужно непременно воткнуть острием, иначе нечистый, спрятавшийся под прокосом, повредит острие. В доме и хозяйственных постройках косу не следует класть на стол, а то трава вырастет низкой и сухой. Чтобы остановить главного противника косьбы — дождь, требовалось на первом сенокосе сорванную траву крепко прижать к косе. Влажная трава здесь выступала аналогом влаги и дождя, и эту влагу «прижимали», укрощали. Такие ритуалы существовали в прежние времена.

Обычно «на Пятра» белорусские хозяйки готовили сыры‑«кліночкі»: чуть подсоленные, с тмином и петрушкой. Их подсушивали, чтобы долго хранились, и брали с собой в дорогу как сухой паек: они были «добрым падвячоркам». Часто клинковый сыр обжаривали в сливочном масле, иногда предварительно обмакнув в слегка перемешанное, но не взбитое яйцо. Так любили готовить сыр в семье Янки Купалы. По традиции на Петров день требовалось разговеться именно сыром. 

При хорошей погоде к этому времени уже начинали спеть хлеба, и тогда «спраўныя гаспадыні» пробовали провести первый «зажон», чтобы угостить семью «новым хлебам»: «на Пятра крышку хлеба напякла».

После Петрова дня играли летние свадьбы: «к Пятру дачку адбяру», и в народных песнях звучало много любовных напевов. 

На Вилейщине «Пятрок» считался одним из поминальных дней. 

Именно в «пятроўку» начинали драть лыко с липы — пока оно эластичное. Если припоздниться — кора подсохнет и работать с ней будет невозможно. 

А вот дождь на Петра делал неприятный погодный прогноз: лета, как говорится, уже не будет. Но главным метеоэкспертом считалась кукушка. Если она замолкает до Петра — осень ожидается холодной, а зима — ранней; если и на Петров день подает голос — впереди теплая осень, а снег — только с ноября. 

Заканчивает неделю (14 июля) день Кузьмы и Демьяна (Космы и Дамиана). Имя «Кузьма» созвучно слову «кузнец». Поэтому считалось, что Кузьма «сярпы робіць», а Демьян «сена грабіць». И тот и другой народу трудовому помогает.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter