В поисках утраченного: Ивановское многоголосие

Иваново — полесский сюжет

В нынешнем году юбилейный XXV День белорусской письменности проходит в небольшом западнополесском городке Иваново. В празднике принимает участие и наш проект «В поисках утраченного». Так что приглашаем всех на главную площадь старинного Янова (именно так назывался городок прежде на протяжении нескольких веков) в «Друкарскi двор XVI стагоддзя», организованный при поддержке Министерства информации и ОАО «Белкнига». Будем вместе создавать — и печатать на уникальном станке, сконструированном по технологии и аналогии со скорининским! — новые страницы белорусской письменности и культуры.

Церковь. Начало ХХ века.


А сейчас вспомним, каким же было Иваново–Янов (Яново) когда–то, и помогут нам заглянуть в прошлое старинные почтовые фотографические открытки.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Начинался Янов в XIV столетии с небольшой деревеньки Порхово. В 1465 году Порхово переименовали в Янов в честь Луцкого епископа Яна Ласковича (Ласовича). Вскоре поселение получило повышение административного статуса — стало местечком. Такие перемены принесли жителям определенные выгоды — от освобождения от некоторых податей до отмены запрета на ловлю рыбы и пивоварение. И уже с конца XV века в Янове стали проводиться по три ярмарки в год. Правда, огромный урон яновскому процветанию наносили случавшиеся пожары — бич того времени. Так, в 1575 году огонь уничтожил все, что могло гореть. А значит, в деревянном Янове не осталось практически ничего.

С XIX века Янов в составе Российской империи.

В июле 1812 года местечко захватили наполеоновские войска.

Еврейская ул. и синагога. 1916 г.

После изгнания французов жизнь в Янове восстанавливается и движется вперед, развивается местное хозяйство. Большую прибыль владельцам приносят спиртзаводы и смолокурни. Но положение ивановских крестьян было крайне тяжелое. Сам же Янов к концу XIX века представлял собой следующую картину: жителей примерно три тысячи, работали сукновальная фабрика, маслобойня, кожевенный и кирпичный заводы, мельницы, кузницы, аптека. Образование обеспечивали народное училище и церковно–приходская школа, о духовной стороне жизни заботились православная Покровская церковь, Воздвиженский костел и еврейские молитвенные школы. В местечке жило много евреев — ремесленников, портных, торговцев... В Янове было полсотни (!) магазинов, и почти все они принадлежали евреям.

В 1884 году открывается новая страница яновской жизни — здесь прокладывается железная дорога, которая, как это происходило и везде, придает новый импульс развитию городка.

Ивановские женщины  у магазина. 1917 г.

Во время Первой мировой войны в Янове располагались немецкие войска.

По Рижскому договору местечко отошло к Польше. После 1939–го стало частью БССР и уже называлось Иваново. Хотя железнодорожная станция при нем и по сей день называется Янов–Полесский.

Костел. Начало ХХ века.

О том, какие полешуки консерваторы и приверженцы бытовой старины, мы уже рассказывали в одном из предыдущих выпусков нашей рубрики. К приведенному там мнению И.Сербова присоединялся и Адам Киркор, который в своей «Живописной России» писал: «Полешук — дитя своей природы, его обстановка, род занятий, привычек, даже самая наружность не изменились в течение целых столетий. Есть такие жители, которым не удавалось побывать даже в своем уездном городе. Только торговцы, разъезжающие по городам со своими произведениями, да жители местностей, ближайших к пристаням судоходных рек, или совершающие плавание на байдаках и барках, переняли кое–что от других; но они не имеют никакого влияния на большинство, на массы этих болотно–лесных обитателей, для которых самый мир оканчивается за пределами родного селища. Он даже дико посматривает на всякое нововведение и не верит в его целесообразность». И, наверное, только в таком «зачарованном» месте могло появиться чуднОе племя — лаборей–христарадников.

Улица, мощеная деревом. 1917 г.

Лабори — социально–профессионально–культурное явление в Янове–Иваново. Их промысел, чисто мужской, состоял в «хождении по свету и испрашивании пожертвований на церкви, а в былое время и на костелы» — Христа ради. И настоятели храмов фактически нанимали лаборей для решения своих финансово–материальных проблем.

Это было весьма специфическое сообщество со своим специфическим языком–сленгом, в который посторонних не посвящали. Тем не менее, скорее всего, вам сегодня знакомы такие слова, как «хохмить», «хана», «хаза», «околпачить», «патлы», «клёво», «шлындать», — так вот это оттуда, из лаборского «диалекта». Обычно искусственные языки подобного рода, а их в прошлом существовал не один, формировались посредством заимствования слов из классических языков — греческого, латинского, немецкого, идиша и других, а также узколокальных терминов и лингвистических единиц. Были и просто искаженные слова и новообразования. В любом случае лаборский язык получился настолько развитым, что на нем разговаривали на разные темы. Правда, женщины его не знали, поскольку с ними каких–либо тайных бесед не вели, а вот мальчиков учили обязательно.

Вокзальная ул. 1917 г.

Но общий язык яновцы, в том числе и лабори, находили со всеми соседями, поэтому мирно и дружно уживались с евреями, украинцами, поляками. Всем хватало места на старых улочках местечка — Пинской, Вокзальной... А в праздники каждый шел молиться в свой храм — Покровскую церковь, Крестовоздвиженский костел (1848 год возведения), синагогу.

Кстати, отличал лаборей не только «таинственный» язык, но и форсистый внешний вид. Лапти они не носили — только сапоги, причем фасонистые, с высокими голенищами. Шапки — с козырьком. Полушубки — расшитые. Все должно было подчеркивать их особенность. Многие знали грамоту. Короче, не лапотники какие–то.

Ивановские жители. 1917 г.

Сами христарадники свою профессию и образ жизни считали весьма достойными и даже благочестивыми. Хотя далеко не все окружающие разделяли такое мнение — кому могут нравиться назойливые просители? Пожертвования они принимали не только деньгами, но и полезным и ценным товаром — пенькой, льном, древесиной. Всем, что можно выгодно продать. Тем более что маршруты их пролегали далеко за пределами не только полесских, а вообще белорусских территорий.

Завершилась эра лаборского промысла с вхождением Янова в состав СССР.

Если говорить об особенностях исторического Янова, а теперешнего Ивановского района, нельзя не вспомнить два выдающихся имени — художника и музыканта Наполеона Орды (1807 — 1883 гг.), который родился здесь, в имении Вороцевичи, и великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, чьи корни тоже происходят из ивановской земли, из села Достоево. Кстати, в 1998 году в Иваново появился памятник Наполеону Орде.

Иваново. Зимний пейзаж. Начало ХХ века.

Еще одна яркая точка на карте Ивановского района — Мотоль. Еще на рубеже XIX — XX веков эта деревня была широко известна уникальными изделиями своих ремесленников. Говорили, на местные ярмарки приезжали купцы даже из других стран, да и мотольские торговцы возили свой товар в далекие края. Ткачество, кожевенное производство, бондарство, пошив одежды...

И сегодня полесское наречие выделяется и хорошо узнаваемо в Беларуси. Но это не язык барьеров. Это язык взаимопонимания и труда. Что еще раз подтверждает День белорусской письменности в старинном Иваново.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter