Иванов сад

Почему уникальный памятник природы оказался яблоком раздора?

Почему уникальный памятник природы оказался яблоком раздора?


Есть в Краснопольском районе необычное место. Километрах в десяти от райцентра — в деревне Брылевка — расположился ботанический сад. Его на протяжении 40 лет создавал один человек — Иван Изотович Зотов (на снимке). Уроженец этих мест, ныне житель Подмосковья, каждое лето приезжает на малую родину минимум на три месяца. Его «Иванов хутор» (так назвал Зотов свой сад) впечатляет не только заезжих туристов, но и специалистов–ботаников. Почти на 10 гектарах, которым придан статус памятника природы местного значения, растут сибирский и корейский кедры, голубые ели, лиственницы и туи многих видов и форм, можжевельники, пихты, красный дуб, декоративные кустарники. Здесь можно увидеть даже те деревья, которые, как принято считать, в восточной части Беларуси вообще вряд ли способны выжить...


...История сада имеет романтическое начало. В 1936 году дедушка дал маленькому Ванюше саженец липы и сказал: «Посади себе на счастье». Сегодня Зотов уже не помнит лицо деда. А громадная раскидистая липа — вот она, неподалеку от родительского дома...


То, что ботаника — его призвание, Иван Изотович понял в 1965 году. В подмосковном питомнике Гослесхоза увидел, как выращиваются эвкалипты. И почему–то потянуло к земле. Три года спустя Зотов посадил на своей малой родине сибирский кедр. Потом каждый год лесовод–любитель все привозил и привозил в Брылевку новые саженцы. Так и вырос здесь сад.


Иван Зотов ведет меня вглубь, попутно рассказывая о деревьях. Но в голосе старика слышится тревога, перемешанная с обидой. Этими же чувствами было наполнено и его письмо в редакцию «СБ». Иван Изотович считает, что его хотят лишить сада. В подтверждение показывает мне вырезку из районной газеты «Чырвоны сцяг» с объявлением об аукционе, на который выставляется право аренды земельного участка  60 соток «для строительства крестьянской усадьбы (мини–гостиницы, бани) и благоустройства территории ботанического сада «Иванов хутор».


Зотов не то чтобы ярый собственник: свое детище готов хоть сегодня безвозмездно передать государству. Силы уже не те, да и годы опять же, отсутствие наследников... Единственное условие — ботаническому саду надо придать статус юридического лица. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что «Иванов хутор» сохранится в первоначальном виде — в том, в котором создавал его Иван Зотов. Раньше у него была мысль передать гектары уникальных насаждений лесхозу. Но побоялся. Предприятию, в чьем ведении находятся сотни гектаров леса, не до капризных деревьев–«экзотов». К тому же «Хутор» периодически подвергается варварским набегам. Зотов показал мне некогда существовавшую аллею из пихт да можжевельников. Большую часть насаждений кто–то попросту выкопал. Возможно, они сейчас украшают двор какого–то коттеджа...


Однако с районным руководством Иван Зотов взаимопонимания не достиг. Председатель Краснопольского райисполкома Александр Ветошкин признался мне, что не меньше Зотова заинтересован в судьбе «Иванова хутора», — он, кстати, сам лесник по образованию. Но, на его взгляд, сад нуждается в благоустройстве: надо вымостить дорожки, траву скосить — тогда сад вообще станет райским уголком... Не спорю: такая идея тоже имеет право на существование. Но она противоречит задумке основателя сада, изначально пытавшегося создать его по образу дикой тайги. С ней, по–моему, надо бы тоже считаться: человек, 40 лет вкладывавший в сад свои силы и деньги, достоин того, чтобы его мнение тоже учитывалось.


Но в апреле, когда основателя сада вообще не было на территории района, райисполком принял решение о выставлении участка земли на аукцион. С точки зрения законности вопросов нет: райисполком может распоряжаться «Ивановым хутором». Еще в 2000 году ботанический сад решением местной «вертикали» передан в ведение лесхоза. А став в 2002–м памятником природы местного значения, автоматически попал в оперативное управление райисполкома. Но с точки зрения морали этот шаг, на мой взгляд, весьма неоднозначен. Не станет ли он показательным примером для земляков, живущих за пределами родины и желающих сделать для нее что–нибудь полезное?..


Аукцион не состоялся. Не нашлось желающих поучаствовать в нем. 2 миллиона рублей, с которых начинались торги права заключения аренды участка 60 соток на 30 лет, — сумма, конечно, не бог весть какая. Но по условиям аукциона в обустройство его надо вложить еще 900 миллионов рублей. Это уже, как говорится, совсем другие деньги... Окупятся ли? Мало того что усадьба будет размещаться в самой что ни на есть глуши, так и чернобыльская «печать» района — не лучшая реклама для туриста. Более того, непонятно, что будет с вложенным капиталом, когда через 30 лет закончится срок аренды. Собственником данного участка инвестор стать не сможет: по закону памятники природы могут находиться лишь в руках государства.


Впрочем, я сомневаюсь, что главной целью торгов было создание крестьянской усадьбы. Ключевая фраза в объявлении — «благоустройство территории ботанического сада». Как это понимать? Арендатор, заплативший за 60 соток земли, получал бы в распоряжение почти 10 гектаров? И делал бы на них все, что считает нужным? Теперь я понимаю, почему у Зотова при разговоре со мной в глазах стояли слезы...


Иван Изотович руки не опустил. Хотя признался мне, что уже несколько лет практически ничего не делает в саду. Ведь его дальнейшая судьба по–прежнему неизвестна. Недавно основатель «Иванова хутора» обратился за помощью к председателю Могилевского облисполкома Борису Батуре. Борис Васильевич идею о преобразовании сада в юридическое лицо поддержал. Сегодня, по словам заместителя генерального директора Могилевского производственного лесохозяйственного объединения Николая Домненкова, этот вопрос рассматривается в Министерстве лесного хозяйства.


Казалось бы, точки над «i» почти расставлены. Но Зотов по–прежнему в тревоге:


— Может, вы меня не поймете, но сад — это главное дело моей жизни. Именно мысли об этом уголке помогали мне справиться с любыми трудностями... Хочется оставить его землякам.


Кстати, местные жители относятся к основателю сада с большим уважением.


— Я сам несколько раз приезжал в «Иванов хутор», — рассказывает председатель расформированного на днях Высокоборского сельсовета Александр Василенко. — Всякий раз восхищался его творением. О некоторых деревьях раньше только в книжках можно было почитать. А они у нас растут под боком. Смотри, любуйся... У кого только рука поднялась воровать у этого человека деревья? Уверен, что это дело рук пришлых людей. Наши жители на такое не способны. Они к Ивану Изотовичу даже приезжих родственников водят, чтобы сад показать. Называют его «памятником, созданным при жизни».


Об «Ивановом хуторе» знают и специалисты. Когда директор Центрального ботанического сада Национальной академии наук Владимир Решетников услышал о последних событиях, тут же предложил свою помощь:


— Готов вместе со своими сотрудниками хоть завтра ехать на Краснопольщину, чтобы помочь Ивану Изотовичу найти компромисс с райисполкомом. Лично мне кажется, в саду можно было бы создать дендрарий. Это место ценно тем, например, что там путем самосева размножаются лиственницы. Редкое явление для Беларуси. Сад может стать опорным пунктом для нашего учреждения или, скажем, для института леса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter