Иванец: система образования готова к проведению централизованного экзамена уже в этом учебном году

При совершенствовании правил приема в вузы решалось несколько задач, поставленных Президентом: увидеть будущего студента, не потерять одаренную и талантливую молодежь и прекратить беготню абитуриентов между вузами. Об этом заявил сегодня министр образования Андрей Иванец на совещании с участием Главы государства по вопросам совершенствования вступительной кампании в вузы.


Говоря об основных новациях вступительной кампании в 2023 году, министр отметил, что увидеть абитуриента возможно при сдаче внутреннего экзамена и прохождении собеседования:

Предлагается установить особый порядок приема на целевую подготовку, предусматривающий сдачу внутреннего вступительного испытания в вузе по первому профильному предмету. Таким образом мы сможем увидеть будущих медиков, педагогов, специалистов, которые придут в сельское хозяйство.

Что касается задачи не потерять одаренную и талантливую молодежь, Андрей Иванец заметил, что очень хорошо зарекомендовала себя практика принимать в вузы без вступительных экзаменов победителей республиканских и международных олимпиад:

Уверены, и обсуждение это показало, что данную форму нужно расширять. В этом году предлагается проведение университетских олимпиад в региональных вузах. Это позволит закрепить и оставить талантливую молодежь в регионах, подготовить соответствующие кадры. Кроме того, уже сегодня осуществляем прием в формате собеседования выпускников педагогических, аграрных и физкультурных классов. Таким образом, уже в эту вступительную кампанию мы сможем увидеть около 14 тысяч абитуриентов.

Широкое общественное обсуждение показало, что все участники образовательного процесса поддерживают введение централизованного экзамена в форме выпускной аттестации по окончании школы, подчеркнул Андрей Иванец:

Более глубокое изучение данного вопроса показало, что сдавать целесообразно русский или белорусский язык (обязательный предмет), а второй предмет – по выбору. Министерство образования провело выборочные централизованные экзамены в ряде регионов. В них приняли участие 2,5 тысячи учащихся. Около 30 процентов выбрали математику, 15–16 процентов – английский язык и биологию, 10–11 процентов – историю Беларуси и обществоведение. Это еще раз подтверждает необходимость предоставить возможность выбора учащимися того предмета, который они хотят сдавать за курс школы. Введение централизованного экзамена – это достаточно серьезное изменение за курс средней школы. Все участники образовательного процесса отметили: система образования готова к проведению централизованного экзамена уже в этом учебном году.

Принципиальным отличием централизованного экзамена от обычного выпускного в том, что все задания являются универсальными и разрабатываются Республиканским институтом контроля знаний. Второе отличие – его сдача будет проходить не в школе, а в специально определенных пунктах сдачи централизованного экзамена на базе университетов, колледжей. Проверку заданий будут проводить не школы, а Республиканский институт контроля знаний. По мнению разработчиков, это позволит существенно повысить объективность оценки.

Для тех ребят, которые будут поступать в университеты, предлагается сдать дополнительный экзамен в виде одного централизованного тестирования, отметил Андрей Иванец:

– Здесь мы видим решение принципиальной задачи прекратить беготню между вузами. Если ранее сдавали четыре централизованных тестирования и, условно говоря, молодой человек мог выбрать специальность от лирика до физика, то, когда мы оставляем формат сдачи двух централизованных экзаменов и одного централизованного тестирования, мы уверены, что абитуриент выберет то направление, с которым хочет связать свою жизнь.

Андрей Иванец подытожил:

– Таким образом, предлагается зачисление в университеты производить по результатам двух централизованных экзаменов, одного дополнительного экзамена в виде централизованного тестирования и среднего балла аттестата.

Важной новацией вступительной кампании станет также дополнение перечня документов для поступления характеристикой из школы (колледжа).

Эта характеристика будет отражать не только и не столько успеваемость, сколько личностные качества абитуриента, участие в работе общественных объединений, акциях патриотической направленности. Это будет мотивировать как самих учащихся, так и преподавателей, – уверен министр образования.
Иванец: Новый год мы встретим с опубликованными новыми правилами приема в вузы

Иванец: дополнительная материальная поддержка учителей дает эффект
Фото: БЕЛТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter