«Iван Багуслаў дружкi разаслаў»

Вторую неделю октября открывает Иоанн (Иван) Богослов (Благослов, Багуслаў). «Дбайны гаспадар» должен уже завершить сев озимых, а «хто не дасее да Iвана Багаслова, той не варты й добрага слова». С этого времени начинались осенние свадьбы, а сватьи и женихи «дамаўлялiся» про девчат на выданье — «Iван Багуслаў дружкi разаслаў».


В Беларуси когда–то «шлюб бралi» довольно рано: парни женились в 18 — 20 лет, девушки выходили замуж в 17 — 18. Невесту старались посватать из «прыстойнай» семьи, да чтобы отличалась хорошим здоровьем, могла родить крепких детей, была неутомимой работницей, имела неплохое приданое и не имела «благой славы». Такие же требования выдвигались и в отношении жениха, правда, здесь родственники потенциальной невесты еще смотрели и на «адносiны хлопца да гарэлкi». При заключении брака наши предки руководствовались так называемым «звычаёвым правам»: его правовые процедуры строго регламентировали порядок сватовства и «вяселля», обряда по своей структуре сложного. Происходило все непременно при свидетелях, что отыгрывало функцию официального документа, с успехом заменяя печати и росписи вплоть до середины ХIХ века. Просто так нарушить союз, заключенный «пры людзях i радзiне», нельзя было, поскольку осуждение окружающих воспринималось сильнее кары некоего официального органа.

Для заключения брака обязательно требовалось одобрение, согласие — то есть санкция — рода. Делалось это через определенный ритуал, сопровождавшийся необыкновенно красивыми по своей поэтике песнями, приговорами, шутками. Узаконивались также имущественные отношения, этические нормы, обязанности и права будущей семьи. В период крепостничества непременно просили разрешение на брак у помещика. В каждом регионе местным «законодательством» утверждалась своя пора для свадеб: после «Вялiкдня», после Петра и Павла, зимой... Однако чаще всего, конечно, осенью, начиная с Покрова: «з Пакрова — дзеўка гатова». Осенний достаток в закромах обеспечивал не только богатство свадебного стола, но и «продуцировал» благополучие на всю будущую жизнь молодой семьи. Ну а девушки, пока не просватанные, загадывали о женихах и надеялись, что скоро «Пакроў адорыць чапцом» их также.

11 октября в традиционном народном календаре — Ильин день. В Беларуси также «прысвятак» под названием «Пакроўны бацька».

13 октября — Рыгор i Мiхал. Погода может стоять холодная, даже с заморозками.

14 октября — праздник Покрова Пресвятой Богородицы («Пакравы, Пакровы»). У нас говорили, что после Покрова Бог «пячатае» землю до самой весны, закрывается все, что скрыто и спрятано в ней, включая клады. Прячутся в норы, укрытия зверье и «паўзуны», рыба уходит в глубь вод, более плотной становится кора деревьев, землю укрывает сначала «жоўты лiсток», а вскоре и «белы сняжок», воду — «моцны лядок». На Витебщине существовал обычай, когда, чтобы сберечь «гаспадарчыя пабудовы» от сильных осенних и зимних ветров и бурь, выпекали специальный пирог, которым в этот день прикасались к крышам всех построек. На Покров обязательно пополняли кормом ясли и кормушки домашних животных, что должно было выступать залогом сытости на протяжении всей зимы. Делался долгосрочный прогноз погоды: какое «надвор’е» стоит на Покров, такой будет предстоящая зима до самой весны. Если на Покров снег не выпадет — не стоит ждать его и на Коляды. Если до дня Всех Святых, а то и позже кроты продолжают «тачыць» землю, — зима обещает снег и мороз. Внимательно наблюдали за направлением ветра: в какую сторону он подует на Покров, таким в основном будет и на протяжении зимы. На Покров внимательно наблюдали за погодой «пчаляры»: если день выпадает с дождем — в следующем году ожидается добрый медосбор.

Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter