Репортаж из восстановленного Дворца правителей Великого княжества Литовского в Вильнюсе

Итальянский дух над Нярисом

В этих стенах с XIV по середину XVII века решались судьбы Литвы и Белоруссии. Здесь жили и правили своими необъятными владениями великие князья литовские. Двести лет назад древняя резиденция была снесена. И совсем недавно отстроена. Хотя казалось, что это невозможно: восстановить то, что уже не существует в природе, без чертежей, которые не сохранились. Однако чудо свершилось — и под названием Национальный музей «Дворец правителей Великого княжества Литовского» в самом центре Вильнюса, на площади Катедрос, 3, выросли стены, внутри которых принимают уже не государственные решения, а туристов.

Фото Андрея Марача
В 2009-м дворец восстановили
Фото  Андрея Марача.

Благодаря художнику Францишку Смуглевичу, запечатлевшему в 1780–е годы уже тогда разрушавшийся дворец, современные архитекторы реконструировали его внешний вид. А всю «начинку» воссоздали по аналогам, в частности, по краковскому Вавелю — дому польских королей, которые, как известно, с конца XV века были одновременно властителями Литвы и Белоруссии.


В 1780-е годы Францишек Смуглевич запечатлел разрушавшуюся резиденцию

...Прохожу через величественные ворота в вильнюсский дворец. Если раньше вверх поднималась Францишек Смуглевичширокая лестница для венценосных особ, то теперь она уходит вниз, в подвал. Туда же можно спуститься на эскалаторе. Напоминает аэропорт. С автоматами, где продают напитки и фастфуд. С билетными кассами (каждый билет не похож на другой и оформлен изображением найденных во время археологических раскопок предметов). В гардеробе вежливая девушка принимает одежду. На входе в экспозицию стоит рамка, у которой встречает сотрудник службы безопасности, —– он удостоверяется, что я приличный гражданин и предупреждает: «Снимать можно. Только без вспышки».

Впервые сталкиваюсь с тем, что за съемку в принципе не надо платить. А в сравнении со стоимостью билета в 1,5 евро (такова цена для журналистов; обычный билет — 3 евро) поход в музей и вовсе кажется бесплатным развлечением.


На первом этаже музея туристам представлена мостовая XIII – XIV веков и древнейшие фундаменты княжеской резиденции

Нет, это не типичная галерея, где ничего нельзя трогать руками. То, что за стеклом, надежно защищено. А на каждом этаже есть специальные комнаты, где вы можете сами слепить такие же печные изразцы, как в витринах, или взять с полки цветные карандаши и лист с очертаниями дворца и по–своему его раскрасить, забрав рисунок на память.



В подвале сохранились фундаменты с вырастающими сводами. Но все они обрушены двести лет назад.



Врывшись в глубь земли, ученые нашли еще более древние слои, когда на этом месте пиршествовали не великие князья, а селились ремесленники. Мостовые и предметы быта горожан XIII — XIV веков переносят нас в Вильнюс разных культур: языческой, католической, православной. Мы видим обувь, украшения людей того времени. Сохранилась, например, кожаная сумочка модницы.

Поднявшись чуть выше по этажам — каждый новый уровень символизирует последующие столетия, — удивился, увидев почти целехонькую мужскую шляпу XVI века, как будто снятую с лондонского денди. Представьте себе: ведь в каждом городе буквально под ногами лежат подобные остатки древней культуры! А здесь все поднято на поверхность.

Бона СфорцаСчитается, что первый дворец для литовских правителей был построен в XIV веке в стиле готики. После пожаров начала XVI века его реконструировали в стиле ренессанса. За работами следил лично великий князь Жигимонт Август. Изразцы с его монограммой, а также гербами матери Боны Сфорца в изобилии попадались археологам в земле и сейчас представлены туристам. От украшений, поднятых на поверхность, веет не местной, а итальянской культурной традицией. Что и неудивительно. Сфорца была итальянкой, а ее сын таковым наполовину. Да и все лучшее в архитектуре и искусстве шло тогда к нам с Апеннин.

Вот что об этом писал искусствовед Николай Шекотихин в «Нарысах з гiсторыi беларускага мастацтва» (Минск, 1928 год): «Наогул эпоха панаваньня Жыгiмонта Аўгуста была эпохай найбольшага росквiту Дольняга (Нижнего. — В.К.) замку, якi зрабiўся ў той час сталай вялiкакняскай рэзыдэнцыяй. Вядома, што Жыгiмонт Аўгуст меў нейкае асаблiвае замiлаваньне да Вiльнi i шмат спрыяў яе адбудове i архiтэктурнай аздобе. Вялiкi князь не шкадаваў выдаткаў на гэтую справу, мiж iншым карыстаўся паслугамi прывозных майстроў. Перабудовы гэтага часу надалi, мабыць, Дольняму замку яго канчатковы, ужо зусiм выразна рэнэсансавы выгляд, у якiм ён нам вядомы галоўным чынам з малюнкаў Смуглевiча (о них шла речь выше. — В.К.)».

Барбара РадзивиллСтоя на одном из этажей «палаца», говоря по–нашему, а по–итальянски «палаццо», я смотрю в окно и вижу не только черепичные крыши домов и башни храмов, но и незастроенные, «дикие» горы вдоль реки Вильни. Такая же картина открывалась и пятьсот лет назад. За стенами города шли леса, болота и редкие деревни, города. А тут было тепло и изящно, как в Италии.

Именно сюда, во дворец Нижнего замка, из своего стоявшего по соседству дома тайно робиралась Барбара Радзивилл на свидания с возлюбленным — Жигимонтом Августом. О присутствии здесь Радзивиллов свидетельствуют печные изразцы с их гербами: «Трубами» и черным орлом.

В 1610 году случился пожар, после которого дворец вновь перестроили. С тех пор остались следы — фрагменты украшений интерьера и фасадов с гербом правившей тогда династии Вазов. Руководил восстановительными работами Петр Нонгарт, которому, кстати, принадлежал сохранившийся по сей день дворец в Гайтюнишках.

Жигимонт Август В 1636 году в обновленных апартаментах ставилась опера Виргилио Пучителли и Марко Скаччо «Похищение Елены» — первое в Литве и Белоруссии подобного рода представление. Итальянцы не только организовали премьеру: Бартоломео Бальцони и Огостино Лоччи лично сооружали сцену. Это был последний аккорд пышной истории дворца...

В 1655 году московский царь Алексей Михайлович взял штурмом Вильну. Город горел и рушился... А дворец уже никогда не был восстановлен в прежнем виде.

В 1799 — 1801 годах магистрат принял решение разобрать руины. Чудом уцелел лишь небольшой корпус, который купил под перестройку в собственный дом купец Абрам Шлосберг. В советское время тут был Дворец пионеров. Когда реставраторы его изучили, то неожиданно открыли, что это — подлинная часть бывшей княжеской резиденции: с готическими, ренессансными стенами.

6 июля 2009 года, во время празднования 1000–летия Литвы, частично восстановленный Дворец правителей открыл свои двери первым гостям, среди которых был министр культуры Беларуси.

vk@sb.by

Фото автора.

Советская Белоруссия № 14 (24644). Суббота, 24 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter