Итальянские корни белорусского Полесья

В полесской деревне Мотоль прошел второй международный кулинарный фестиваль. Здесь можно было попробовать блюда, рецепты которых не найдешь ни в одной книге по кулинарии

В полесской деревне Мотоль прошел второй международный кулинарный фестиваль. Здесь можно было попробовать блюда, рецепты которых не найдешь ни в одной книге по кулинарии

Дорога до брестской деревни Мотоль из Минска показалась довольно легкой. Откровенно говоря, подстегивал интерес: что же такого особенного готовят в этом селе, что к секретам мастерства хозяек проявили интерес даже зарубежные эксперты по кулинарии? И мотольский кулинарный фестиваль уже второй по счету.

Мотоль — ми амор!

Узнав, сколько в деревеньке жителей, мы только задумчиво почесали затылки — ни много ни мало четыре с половиной тысячи! А, говорят, раньше, в бытность королевы польской и великой княгини литовской Боны Сфорца (той самой, которая впоследствии основательно подпортила жизнь бедной Барбары Радзивилл), было еще больше. Еще говорят, что, путешествуя по здешним местам, королева была настолько впечатлена окрестностями реки Ясельды, что повелела построить тут летнюю резиденцию. Таким образом, деревенька Мотоль получила свое место в мировой истории и магдебургское право раньше, чем уездный город Пинск. Ремесленники и прочий торговый люд охотно селились вокруг дворца. Местные предания по этому поводу весьма туманны и расплывчаты, но наследие слуг королевы Боны видно невооруженным глазом — половина жителей деревни носит фамилию Шоколай (модифицированный вариант Чикколоне), Палто и так далее. В это можно верить или не верить, но что вы скажете, услышав название местного озера, где, кстати, водятся разные виды рыбы вплоть до белого амура, — Джинне?! Видно, доведется попробовать и пиццу, и пасту с креветками... Наскоро закусив чипсами в придорожном кафе, несемся к итальянскому наследию белорусской кухни.

Не то название

Впрочем, на кухню мотолян, судя по всему, наложила отпечаток и еще одна нация. В Мотоле до Великой Отечественной войны проживала большая еврейская диаспора, практически полностью уничтоженная во время войны. Отсюда родом и первый президент независимого Государства Израиль Хайм Вейцман. Кстати, отец Хаима Вейцмана занимался сплавом леса по Ясельде, Огинскому каналу, Щаре и Неману в Кенигсберг. Сегодня от “еврейского” Мотоля уцелели только считанные дома и кусочек старого кладбища. Но самому Мотолю уже 600 лет. И, по одной из версий, свое название бывшая деревня Прохов получила от имени старого еврея Мотля. Именно он после нескольких разорительных набегов шведов, когда деревеньку Прохов чуть ли не по три раза за год ровняли с землей, предложил односельчанам спуститься к реке и заселить один из ее островов, а название деревни как не очень счастливое поменять.

Так надо

...В доме мотолянки Сафроньи Филинович нам предстояло жить во время фестиваля. После десяти минут общения я поняла две вещи: здешний язык настолько специфичен, что с другим его ни за что не спутаешь, и живут здесь люди достаточно хорошо. Говорят, что мотоляне даже после того, как деревня пережила период бурного расцвета и в советские времена стала рядовым населенным пунктом, сохраняли психологию “государства в государстве”. Здесь привыкли зарабатывать деньги своим трудом — торговали, шили знаменитые мотольские кожухи, делали такие колбасы (и до сих пор делают), что гурманов от них за уши не оттащишь.
До 1939 года эти места были “под Польшей”, но тем не менее жители деревни в основном православные. В вопросах веры мотоляне — люди упрямые. Здешняя церковь, одна из немногих в Беларуси, не закрывалась никогда, а мотольские женщины, напрочь игнорируя распоряжения советской власти, упорно продолжали ходить на службы. Начальство, как правило, выбирали из местных. И в Мотоле произошла уникальная вещь. Старую церковь просто “закрыли” от посторонних глаз Домом культуры. Так мотолянки победили советскую власть. Утром в день кулинарного фестиваля мы прощались с гостеприимной хозяйкой, думая, что через некоторое время встретимся на площади. Ведь женщины, по нашим расчетам, уже должны были расставлять свои блюда по столам. Но та загадочно улыбнулась.
— Никого там нет еще. Сначала в церковь сходим. Так надо.

Только никому!

Идея провести в этих местах кулинарный фестиваль еще три года назад пришла в голову директору БОО “Отдых в деревне” Валерии Клицуновой. Но вот уговорить местных жителей на такое общественное мероприятие оказалось непросто. Как вспоминает председатель поселкового Совета, мотолянки сначала просто махали руками — дескать, баловство все это! Но через пару дней, встречая на улице, отводили в сторону:
— Я вот тут подумала. Приготовлю-ка я.... И шепотом на ухо, — смеется Александр Шоколай. — Только ты, говорит, смотри, никому не говори! Сначала одна, потом вторая, потом третья подходили. И все под страшным секретом. Потом смотрю — сумки с продуктами понесли. Ну, думаю, слава богу, дело пошло, разохотились. Понятное дело, каждой хочется не только гостей, но и соседок удивить. Значит, будет праздник.
— Всюду тут готовят много и вкусно, и у нас, и в соседних деревнях, — говорит директор музея народного творчества Мотоля Ольга Мацукевич. — В этом году на фестивале не только мотоляне, но и почти весь Ивановский район.
Одна из старейших мотолянок — худенькая и улыбчивая Мария Яковлевна Шоколай говорит, что даже не помнит, когда начала готовить. Ее любимое блюдо очень простое.
— Помню, мама моя готовила квашеную капусту и картофельную кашу-”присыпанку”. Вот как раз я и наварила — попробуйте!
Эти “прысмакі” Марии Яковлевны Шоколай получили первое место в главном конкурсе — “Бабулина кухня”.
В многоцветье длинных рядов с колоритными горшочками, сковородками, нарезанными колбасами, ржаными блинами, марципанами с макухой (толченое льняное семя с солью) и прочими вкусностями, да еще после ста дегустаций (попробуй отказаться — хозяйки обижаются всерьез!) вкусовые рецепторы дали сбой. Самое яркое впечатление — потрясающая “фирменная” мотольская шурпа из требухи. Чешские флячки и рядом не стояли!
Впрочем, тяжелее всего пришлось иностранцам. Шведский кулинарный эксперт Ян Хансен был замечен нами привалившимся в изнеможении к стулу около мясных рядов. Но честь мундира кулинара не посрамил — попробовал все с большим удовольствием. И даже высказал желание приехать в следующем году. Уже с друзьями.

Мотольские “трясуны”

Огурцы порезать на четыре части или мельче, положить в банку. Засыпать большим количеством измельченного укропа и порезанными головками чеснока. Закрыть крышкой, хорошенько потрясти три—пять минут. Огурцы готовы!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter