“Итальянская” обувь с рынка экспертизе не подлежит?

Подлежит, но, как правило, в проигрыше остается покупатель
Гарантия — два года?
Храните чек на обувь на протяжении двух лет, рекомендуют в обществах защиты потребителей, поскольку по поводу производственных дефектов можно обращаться к продавцу и после истечения срока гарантии.
Наша подписчица Елена решила опробовать на практике эту заманчивую норму закона “О защите прав потребителей”, о которой давно уже была наслышана. Из пяти пар развалившихся за год сапог — российских, китайских, итальянских — она выбрала самые “добитые” и отправилась на рынок.
Хозяин бокса, конечно, слышал о такой гарантии, но докажите, что это производственый дефект. “Шпильку” можно сломать и потому, что она застряла в какой-нибудь решетке. Отклеилась подошва? Ну, может, вы гуляли в этих сапогах по лужам...
Искать правду Елена отправилась в Минское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты. Если подать здесь заявление не на экспертизу, а на консультацию, то это обойдется не 30—39 тысяч рублей, а лишь 5—7. В отношении почерковедческой экспертизы чека, выданного припокупке, то Директор АНО "Центр Судебных Экспертиз Костюченко Василий Владимирович вполне может Вам помочь. Консультируют те самые сотрудники, которые проводят экспертизу, и они с высокой точностью определяют, в чью пользу будет заключение.
В случае, если дефект признают производственным и проиграет продавец, ему придется кроме возврата стоимости обуви оплатить также стоимость проведенной экспертизы либо консультации. И лучше это сделать сразу, поскольку в суде добавятся еще процентов 30 материальной компенсации морального вреда, 10 процентов обществу защиты потребителей, штраф государству и судебные издержки. Если же дефект будет отнесен к разряду непроизводственных, то бедный покупатель, который и так уже расстроен из-за того, что обувь мало прослужила, оплатит все перечисленное сам.
Теоретически
и фактически
И вот Елена на приеме у эксперта Инессы Шевелевич. Она прежде всего подчеркнула, что для экспертизы важное значение имеет степень износа обуви. В данном случае износ большой, и это сократило срок службы сапог. Почему отклеилась подошва? Установить нельзя, поскольку женщина носила обувь длительное время после возникновения дефекта, и место отклеивания забилось грязью. В то же время на смежных участках подошва приклеена прочно. Значит, данный дефект не будет признан производственным. Сломанный каблук... Изначально он крепился основательно: внутри один основной и четыре дополнительных крепителя. При этом в нижней части каблука — сдиры и царапины. Дефект тоже относится к числу непроизводственных, образовался в результате механического повреждения.
Вот и все... Пять минут — и совершенно ясно, что Елена это затеяла напрасно. Поэтому она не стала настаивать на экспертизе. Получается, производственный дефект — понятие очень растяжимое...
Но что говорят здесь другим людям, которые, как и наша героиня, пришли в Торгово-промышленную палату с коробками в руках? Увы, из комнаты экспертов они тоже выходили огорченными — многим из них было сказано, что они неправильно эксплуатировали изделие. Получается, в ботфортах а-ля Италия на тоненькой подошве нужно делать променад по сухому и ровному асфальту, а не прыгать по колдобинам возле нашей новостройки.
Почему набойки —
фактор риска
Начальник отдела экспертиз и сертификации промышленных товаров Минского отделения БТПП Мария Анташкевич так прокомментировала эту ситуацию:
— Ошибаются те потребители, которые понимают рассматриваемую норму как разрешение два года носить любую обувь с утра до вечера при любой погоде. Обувь должна выдержать два года  правильной эксплуатации. Особенно обувь модельной группы, которая не предназначена для ежедневной носки, поскольку ей необходимо высохнуть, приобрести первоначальную форму. Многие никогда даже не слышали, что кожаная обувь не годится для носки под дождем, для этого предназначена резиновая и с комбинированным верхом. Сушат обувь после намокания под батареей, что неправильно. К тому же ленятся набить ее перед высыханием бумагой. Не смазывают кожу защитным кремом. А также продолжают носить обувь после возникновения дефекта, увеличивая шансы получить заключение эксперта “характер дефекта органолептическим методом определить не представляется возможным”.
Граждане не осведомлены и еще об одной тонкости. Если в месте возникновения дефекта произведен ремонт, то даже наличие гарантии не спасает потребителя от проигрыша в споре с продавцом. Например, вы поставили новую набойку, а после что-то случилось с каблуком (отклеился, сломался, треснул)... Но ведь мастер надевал ваши сапоги на колодку, стучал молотком по каблуку, и кто может исключить, что он отклеился или сломался не вследствие ремонта?
Один и тот же дефект может быть признан как производственным, так и непроизводственным. Чаще всего к первой группе относят разрыв материала верха по грани следа, инородное включение между верхом и подкладкой обуви, отклеивание подошвы, оседание жесткого задника  (при условии соблюдения правил эксплуатации и ухода).
Эксперты с ностальгией вспоминают времена, когда в каждом магазине, на каждом складе работали товароведы, и все партии обуви подвергались их профессиональному осмотру. Сегодня на товароведах экономят... Может, стоит вернуться к этой практике, учитывая то обстоятельство, что в антирейтинге потребительских проблем обувь уже много лет сохраняет лидерство с большим  отрывом?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter