Календарь и традиции

Итак, она звалась Татьяной...

Открывает неделю Татьянин день (25 января), названный в честь христианской святой мученицы Татианы. На протяжении многих лет женское имя Татьяна остается среди самых распространенных, но в самом начале ХVIII века так называли девочек только в семьях крестьянских и нижних городских сословий. Но очень быстро его популярность поднялась столь высоко, что уже одну из дочерей царской семьи Романовых звали Татьяной. Обычно Татьяны отличаются трудолюбием, целеустремленностью, упорством, достигают успехов в любой работе. И конечно, им присуще стремление к наукам. Татьянин день отмечается и как студенческий праздник: именно 25 января 1755 года открылся Московский университет.


В Татьянин день внимательно наблюдают за погодой: солнце обещает раннюю весну и ранний прилет птиц, а вот снег, даже небольшой, — предвестник дождливого лета.

26 января в традиционном народном календаре — Ермил, или, как его еще называют, Ерема. Время обычно очень морозное, не зря во многих сказках рассказывается о Ереме, который отогревается на печи. В народе замечали: если в этот день кошка когти точит, быть вскоре ненастью: «Котка сценку дзярэ, то будуць вiхуры на дварэ».

28 января, на преподобного Павла, заметным становится увеличение светового дня: «Преподобный Павел день прибавил». Звездная ночь по всем приметам к хорошему урожаю льна.

Окончание января называли «полузимницей» и «полукормицей». До весны еще далеко, а припасы уже значительно поубавились. Поэтому рачительные хозяева проводили ревизию своих закромов и кладовых и прикидывали, как им благополучно добыть до весны, до новых кормов и урожаев. 30 января в храмах вспоминали и чтили память преподобного Антония Великого. В народе этот день получил также название «Антон–перезимник», с ним связана и поговорка: «Антанiна — зiме палавiна». 31 января, посвященное святителю Афанасию (Апанасу), тоже традиционно шло под знаком «половина зимы» и мягкой погодой прежде не отличалось: «Хавай вуха i нос у Апанасаўскi мароз».

Кстати, об ухе. В народном представлении ухо — отверстие, ведущее внутрь человеческого тела и канал коммуникации с окружающим миром. В старинные времена люди предполагали, что посредством уха женщина могла... забеременеть. Поэтому ношение сережек–«завушнiц» рассматривалось как оберег, закрывающий и защищающий этот «канал» сношения с внешним миром. Отсюда и нашептывать что–то на ушко женщине — знак излишне вольного обращения к ней. А в народных сказках герой залазит в ухо «чароўных памочнiкаў» (козочки, коня, медведя) и выбирается оттуда, приобретя необыкновенную силу, красоту, ум — как бы заново рождается в совершенно ином виде. Вспомните: одного из известных сказочных персонажей так и зовут — «Iвашка–Мядзведжае вушка». Считалось, что плохой слух или его полное отсутствие у ребенка — следствие того, что в период беременности кто–то очень сильно испугал женщину громким криком и ребенок в утробе матери закрыл свои ушки ручками. Еще наши предки верили, что у каждого уха человека, как и у каждого его плеча, стоит определенная «iстота»: если звенит в правом ухе — «анёл спявае», в левом — «сам чорт намаўляе», и тогда нужно непременно перекреститься. Что же, желаю всем только «анёлавых спеваў»!

Советская Белоруссия № 12 (24894). Пятница, 22 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter