Репортаж: как детей учат программированию и робототехнике в социальном ИТ-лагере

ИТ-стажеры на каникулах

Чем меньше времени остается до начала учебного года, тем грустнее школьники. Садиться за парты и решать задачки по математике не кажется приятным времяпрепровождением. Что уж говорить про учебу на каникулах! Но участники социального лагеря Junior Ignite Camp (от английского ignite — «зажигать») готовы поспорить с таким утверждением. Более 100 ребят из Минской области в течение недели занимались программированием, робототехникой, английским, математикой и получали от этого удовольствие. Организаторы — ассоциация «Образование для будущего» и компания EPAM — не скрывают: их миссия заложена в самом названии — зажечь в детях интерес к учебе.

— Мы задумались об экологии и решили заменить пластиковые стаканы на стеклянные. Но для этого нужен дезинфицирующий аппарат. Сначала хотели сделать большой, но в итоге пришли к компактному, — восьмиклассница Яна Акимова из Молодечно со знанием дела шаг за шагом объясняет все этапы своего проекта. Сначала стакан будут обрабатывать дезинфекторами, затем горячим паром. И вот он чистый и готов к использованию.


Участники ИТ–лагеря, а это школьники от 7 до 15 лет, за неделю создают свои стартапы: представляют их, разрабатывают, презентуют на английском языке. Кульминация проекта — представление инвесторам, в роли которых выступают представители ИТ–компаний. В прошлом году организаторам запомнились кроссовки с зарядным устройством: пока бежишь, накапливается энергия, потом можно зарядить телефон через USB–разъем. В этом году идеи тоже на любой вкус: как вам браслет, который разбудит дальнобойщика, или мусорка, которая выдает корм для животных? Организаторы уверены: этот опыт в дальнейшем обязательно поможет ребятам воплощать задумки в жизнь и грамотно презентовать проекты.

Первая смена прошла год назад в Гомельской области, а в этом году социальный лагерь принимает детей под Борисовом. На вторую смену пригласили тех, у кого есть определенные барьеры и затруднения для получения дополнительного образования. В итоге занятия стали настоящим приключением для ребят из небольших городов и деревень Минской области, детей с ограниченными возможностями здоровья, ребят со статусом беженцев и подопечных «SOS — детская деревня Боровляны». Помимо программирования и робототехники, дети осваивают английский язык (некоторые с нуля!) и так называемые soft skills. Что скрывается за этим определением?

— Навыки, которые мне пригодятся не только в основной профессии, но и в жизни. Как правильно разговаривать, представлять себя и свои идеи, работать в команде, — наперебой объясняют участники лагеря.


Кстати, и наша собеседница Яна изначально планировала делать проект самостоятельно, но после командных тренингов поняла: в команде куда интереснее. По лагерю мы гуляем с Аленой, она уже второй год выступает в качестве ментора. О прошлогоднем первом лагере девушка говорит просто: «Это было самое сильное впечатление года! У нас здесь такие классные дети, и у каждого море талантов». В социальный ИТ–лагерь детей отбирали еще и очень мотивированных, причем для второй смены отбор был более серьезным: учли ошибки первой, когда ребенок уехал из лагеря, мол, думал, что буду отдыхать, а тут учеба.

— Я регулярно спрашиваю у детей, что им не нравится, — улыбается Алена. — Кому–то еда в столовой, кому–то комнаты, но никто не говорит, что ему не нравятся уроки.


Проверим! У одной из групп как раз занятие по языку программирования Scratch — изучать его в ИТ–лагере решил каждый пятый школьник. Остальные сосредоточились на робототехнике. Преподаватели объясняют: с помощью навыков в Scratch дети смогут самостоятельно делать игры, мультфильмы, открытки. И для многих это стало приятным открытием, ведь программирование оказалось не чем–то из области фантастики, а доступным навыком. Среди первых проектов — видеооткрытки для родителей. К слову, в ИТ–лагере почетно быть второгодником. Так называют тех, кто был участником первой смены, а на вторую уже приехал в качестве помощника. Среди таких хэлперов (от английского help — «помогать») и шестиклассница Даша Балыко из «SOS — детской деревни», которая освоила язык программирования и уже может похвастаться собственным мультиком по экологии с рыбкой в главной роли. Во второй раз Даша попала в лагерь уже с младшим братом Иваном, и на вопрос, сложно ли было освоить Scratch, наша собеседница уверенно отвечает: «Оказался легче, чем я думала!» А вот семиклассник Ярослав из Вилейки в ИТ–лагерь попал впервые и уже освоил общение с роботом:

— Он может ехать и различать цвет. Например, я запрограммировал его, чтобы останавливался на красном цвете. Но могу сделать, чтобы и на много цветов.


Минчанка Наталья Ярославовна приехала сюда с сыном Артемом, которому в свое время поставили диагноз ДЦП:

— Мы состоим в обществе детей–инвалидов «Откровение», и нас сюда пригласили. Сын учится в интегрированном классе, любит математику, информатику и английский, поэтому образовательный лагерь пришелся кстати. Артем в восторге от робототехники, вчера собрал своего первого робота и даже запустил его.

— Наша миссия — зажечь интерес к учебе, — добавляет специалист по корпоративно–социальной ответственности компании–организатора Инна Ефимчук. — Понятно, что за восемь дней мы не можем полностью обучить детей, но за это время тренеры на своем примере показывают, насколько увлекательным может быть обучение.

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter