Электронные рецепты и очереди, планшеты и онлайн-консультация: к 2022 году медучреждения страны планируют полностью отказаться от бумажных носителей

Исцеляющая цифра

Пока в регионы только доходят слухи о реформировании системы здравоохранения и перепрофилировании ее в электронный формат, в минских медучреждениях уже вовсю осваивают новые технологии. В частности, 39-я городская клиническая поликлиника шагнула далеко вперед в освоении таких новинок и даже обогнала в этом некоторые ведущие учреждения страны. Здесь впервые появилось электронное табло с расписанием приема врачей, стало возможным приобрести лекарство по рецепту на пластиковой карте, а с врачом проконсультироваться в режиме онлайн. Корреспондент «Рэспублікі» заглянула в поликлинику будущего и узнала, какими должны стать все учреждения здравоохранения через пять лет.

Очереди в 39-й городской клинической поликлинике регулируются с помощью электронной навигации

Пробудить интерес пациентов

Визит в медучреждение мало кого радует. Болея, человек и так испытывает дискомфорт, а тут еще на пути к здоровью возникают разные неудобства. Поэтому ранним утром в большинстве поликлиник страны можно увидеть примерно одинаковую картину: сердитые на медиков пациенты и недовольные не всегда справедливым отношением к себе врачи. Но в минской поликлинике № 39 все иначе. В регистратуре неподалеку от входа встречает очередь всего из четырех человек, которая к тому же рассасывается буквально за две минуты. Стоит подняться на несколько этажей вверх, и начинаешь недоумевать: у врачебных кабинетов ажиотажа тоже не наблюдается.

Завожу беседу с дедулей лет семидесяти, который старательно водит указательным пальцем по экрану автоматической навигации. Оказалось, для него привычное дело таким образом занимать электронную очередь к терапевту. 

— Я быстро привык ко всем этим современным штукам, — признается мне Михаил Александрович. — Первый-второй раз медсестры помогали, а на третий уже сам освоился.

На самом деле минской поликлинике № 39 сильно повезло: в ноябре 2014 года, когда учреждение только открывалось, все рабочие места уже были компьютеризированы и подключены к локальной сети. На этой базе создавать нечто новое стало гораздо проще. И новинки себя долго ждать не заставили. Небольшое учреждение здравоохранения одним из первых ввело электронное табло с расписанием врачей. Также 39-я поликлиника в качестве эксперимента подключила оборудование клинико-диагностической лаборатории к сетевому хранилищу учреждения, за счет чего удалось формировать направления на анализы и анализировать результаты исследований без использования бумажных носителей. Медицинская помощь в итоге стала более доступной и гибкой благодаря внедрению услуги автоинформатора. За день до приема врача пациентам, которые заказывали талон по предварительной записи, на телефон приходит голосовое сообщение с напоминанием и просьбой уведомить медперсонал о своей явке на прием. Если человек никак не отреагирует, через час ему придет аналогичное оповещение. Да, может быть, нудно, зато действенно: за прошлый год благополучно использовали повторно около 8000 талонов, владельцы которых отказались от предварительной записи. Возможны для пациентов поликлиники и врачебные онлайн-консультации, хотя они используются в основном для решения организационных или административных вопросов. 

Сейчас при использовании «зеленой» карточки не нужно регистрироваться заново, достаточно ввести последние пять цифр штрихкода

Кстати, поликлиника № 39 первая опробовала эксперимент с электронной очередью, при формировании которой учли и льготные категории граждан. Чтобы попасть к врачу без очереди многодетной маме, беременной женщине, инвалиду или ветерану ВОВ и при этом не вызвать возмущения других пациентов, достаточно один раз зарегистрироваться как льготник в электронной базе поликлиники через регистратуру. Согласитесь, такими «преференциями» те же банки и почты, где давно ввели электронные очереди, похвастаться все еще не могут…

Пилотный проект 2015 года «Электронный рецепт» успешно себя оправдал, и сейчас 34 тысячи пациентов 39-й поликлиники пользуются специальными пластиковыми карточками при выписке рецептов в электронном формате. Сегодня по «зеленой» карточке можно не только купить лекарство, но и по штрихкоду занять электронную очередь, записаться на прием к врачу, получить талон, ознакомиться с индивидуальным планом диспансерного наблюдения. Причем для этого не нужно каждый раз заново регистрироваться, достаточно ввести последние пять цифр штрихкода и подтвердить свою дату рождения. 

Компактный помощник для врача

Участковые терапевты 39-й поликлиники с гордостью показывают оборудование, которое значительно облегчает им работу с пациентами и позволяет уделить больше времени на осмотр и постановку диагноза. Планшетами врачи пользуются уже больше года. За это время они успели оценить все прелести компактного помощника.

— Гаджет дает мне возможность выписывать пациентам электронные рецепты либо направления на анализы во время приема на дому. С помощью универсального устройства я могу постоянно контролировать свое рабочее время и видеть все визиты на день вперед, — участковый врач-терапевт Ольга Клезович очерчивает плюсы переносного хай-тека.

Ознакомиться с ценами на имеющиеся лекарства стало проще простого за счет компактных инфокиосков

Таким образом, планшет служит своеобразным проводником к электронной амбулаторной карте пациента. Врач на месте может отследить электронные копии анализов, последние назначения препаратов, вызовы «скорой помощи», выполненные флюорографии, визиты врачей и диагнозы.  Сейчас на уровне Минздрава рассматривается вопрос об оснащении планшетами всех врачей общей практики. 

По сути, к 2022 году здравоохранение полностью откажется от бумажных носителей. Вопрос в том, что делать с бумажными карточками и какой объем информации перейдет в электронный формат? Казахстан, к примеру, при переходе на электронное здравоохранение пошел по простому пути: там специалисты делают краткую выписку из истории амбулаторной карты пациента и размещают переводной эпикриз в электронную карточку. Петербуржские медикии в свою очередь сканируют все бумажные амбулаторные карты пациентов и сдают их на хранение в архив. Какой вариант выберем мы — вопрос пока открытый.

— Чтобы отказаться от бумажных носителей медицинской документации, нужно, чтобы все учреждения были компьютеризированы. Например, в Минске уже и стационары подключились к электронному рецепту, их выписывают диспансеры и стоматологические поликлиники, — так рассуждает главный врач УЗ «39-я городская клиническая поликлиника»  Минска Ольга Есманчик. — Важный момент — предоставление права выбора аптеки для приобретения того либо иного препарата. Сегодня пациенты, которые пользуются услугами электронного рецепта, могут купить лекарство только в сети «Белфармации». Значит, в перспективе нужно, чтобы аптечная сеть негосударственной формы собственности была готова обслуживать электронные рецептурные карты. 

Мысли на перспективу

Амбициозная задача стоит перед здравоохранением до 2022 года — создать портативную интегрированную амбулаторную карту для каждого пациента, чтобы история болезни была доступна в любой момент и «двигалась» всегда за пациентом, куда бы он ни обратился и в какой бы жизненной ситуации ни оказался. Кроме этого, в будущем все учреждения здравоохранения хотят прийти к тому, чтобы в режиме реального времени получать информацию о наличии свободных мест в стационарах. Не за горами реализация масштабной идеи Минздрава по созданию личного кабинета для каждого пациента. Кроме индивидуального плана диспансеризации, туда войдут сведения об общеклинических анализах, эпикризах, лекарственных средствах, которые выписывались пациенту. 

— В будущем хотелось бы видеть полную интеграцию всех учреждений здравоохранения. Всегда проблемой становится оказание медицинской помощи пациентам, которые мигрируют между учреждениями. Кто-то снимает жилье в разных микрорайонах, а кто-то часто меняет работу. Так вот эта интеграция поможет не заниматься перепиской, а создать единую базу информации о пациентах. Это поможет принимать административные решения, вычислять проблемные группы населения, — делится своим мнением о развитии медучреждений в будущем Ольга Петровна. — И все-таки я считаю, что будущее — за электронным здравоохранением, интеграцией медицины с программированием.

КОМПЕТЕНТНО

Дмитрий ЧЕРЕДНИЧЕНКО, первый заместитель председателя комитета по здравоохранению Мингорисполкома:

— Сегодня большой популярностью у минчан пользуется технология «Электронный рецепт». К ней подключены все поликлиники города и государственные аптеки, а до 1 июля присоединятся и остальные медучреждения столицы: стационары, диспансеры, стоматологические поликлиники. Сейчас ведутся работы над порталом, где пациент сможет получить доступ к своей медицинской карточке. У граждан появится возможность увидеть результаты последних анализов, заказать и отменить талон на прием к врачу, получить информацию по здоровому образу жизни или провериться на факторы риска по конкретному заболеванию. Информация о каждом пациенте будет защищена — зайти в личный кабинет можно будет только по паспортным данным. Также в планах — разработать мобильные программы, через которые смогут проводить опросы населения, предоставлять горожанам информацию о поиске доноров и проведении акций. 

Еще один важный проект касается автоматизации работы скорой медицинской помощи. Выездные бригады до конца года обеспечат планшетами. Так, врачи смогут оформить электронную карту вызова и получить доступ к медицинской карточке пациента в поликлинике. Кроме того, будут внедряться технологии, которые позволят проводить мониторинг местоположения бригад визуализацией на электронной карте города. Это повысит уровень управления госпитализацией и оперативность реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. 

Мнения

Регионы: пульс новаций

Обычно с новациями бывает так: они с легкостью охватывают столицу, а вот в регионы проникают медленно и постепенно. Но про поликлиники будущего такого не скажешь — пока минские медучреждения активно пробуют все новое, в региональных тоже не дремлют. Например, в прошлом году из более 6,5 миллиона электронных рецептов почти миллион выписали за пределами Минска. Какими технологическими новинками уже пользуются пациенты райцентров? 

Александр ПЛЕТНЕВ, главный врач УЗ «Кричевская центральная районная больница»: 

— У нас внедрена система обращения и выдачи электронных рецептов. Несколько человек уже получили лекарства таким образом, пока, правда, только в сети аптек «Белфармации». Опыт, признаюсь, необычный и для нас, и для пациентов. Хотя к нововведению мы готовились последние несколько месяцев. Рабочие места участковых терапевтов и педиатров оснастили компьютерами. Получили пластиковые карты для выписки рецептов. 

Стараемся идти в ногу со временем. Наши специалисты используют систему телемедицинского консультирования. Каждая бригада отделения скорой медицинской помощи оснащена мобильными комплексами с возможностью снятия и передачи дистанционных ЭКГ в отделение реанимации. Это спасает жизнь пациентам с острым коронарным синдромом. Мы проводим скрининг онкологической патологии. Одна из самых, пожалуй, важных новинок — внедрение лабораторной диагностики: исследуем уровень гормонов   надпочечников, щитовидной железы, половых гормонов. Скажем так, не каждое медучреждение может похвастаться такими методами лабораторной диагностики в своей клинической практике. 

Владимир ЧЕКАВЫЙ, главный врач УЗ «Поставская центральная районная больница»:

— Мы делаем многое для активного внедрения информационных аналитических систем. Мы были первым районом в стране, где в 1999 году появилась локальная компьютерная сеть с персонифицированными программами. Электронные рецепты мы выписываем с 2016 года. Оснастили каждый кабинет новыми компьютерами, обучили персонал, первое время работали в тестовом режиме. Талон на прием к врачу наши пациенты заказывают через интернет. Работаем над созданием электронной карты. В ЦРБ более 100 компьютеров подключены к локальной сети.

Для внутреннего пользования разработан собственный цифровой продукт, имеющий мобильную доступность и позволяющий обеспечить преемственность передачи информации между стационаром, поликлиникой, ФАПами. Используются также беспроводные устройства, такие как планшеты, мобильные телефоны с приложением вайбер. 

В ЦРБ установлен телекомплекс, который в режиме онлайн прямо в операционных обеспечивает связь с ведущими клиниками Витебска. Но поликлиника или больница будущего — это не только информатизация. Специалисты нашей больницы каждый год осваивают и внедряют новые технологии лечения.

veronulas@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter