Историю болезни каждый пишет сам

Проекту «Здравствуйте, доктор!» с Александром Терещенко на СТВ исполняется год...
Проекту «Здравствуйте, доктор!» с Александром Терещенко на СТВ исполняется год. За этот краткий временной отрезок он стал весьма заметным в программе передач Белорусского телевидения, а ее ведущий — известной персоной. Хотя нейрохирургу Александру Сергеевичу Терещенко было и так популярности не занимать: 25 лет врачебной практики плюс... Но вот о «плюсах» (регалиях, значит) я и не расскажу — слово дала. У Александра Сергеевича принцип: перед фамилией врача должно стоять только одно слово — «доктор». Доверие пациентов надо завоевывать не при помощи званий и степеней, а хорошим врачеванием. Он вообще консерватор, этот доктор Терещенко: считает своим профессиональным долгом не только лечить, но и просвещать. Поэтому однажды сам — без приглашения! — пришел на СТВ, чтобы делать программу. И кажется, прижился.

— Александр Сергеевич, благодаря телекамере вы шагнули из кабинета в народ, то есть как ведущий программы должны теперь отстаивать интересы пациентов, а интересы врачей, возможно, иногда ущемлять. В общем, вас раздвоение личности не мучает, доктор Терещенко?

— Во–первых, не мучает, а радует, во–вторых, не раздвоение, а расширение личности наблюдается, я бы сказал. Чтобы делать программу, мне надо вникнуть в новую проблему, причем глубоко, чтобы уловить ее квинтэссенцию, ее сгусток. Это новая сторона деятельности, ведь как узкий специалист я варился в собственном соку. Вообще я благодарен профессионалам ТВ — Александру Зимовскому и Владимиру Шпитальникову (они в свое время приняли мой проект) — за их доверие и понимание, ведь в этой профессии я человек новый.

— Как реагируют на ваше новое амплуа коллеги? Ведь, согласитесь, врачи — это своего рода каста, а тут вы с камерой...

— По–разному. Некоторые признаются: «Если бы не ты, не пустили бы». Слава Богу, значит, срабатывает мой авторитет врача. А настороженность (кастовость) у медиков не случайна. Дилетантизм опасен для людей! И некорректен по отношению к доктору. Теперь программе год и у передачи есть имидж. Многие врачи говорят даже так: «Первая программа, в которой мы себя узнаем». Моя задача, как я ее декларирую, знакомить людей с конкретными врачами, профессионалами, которые им могут помочь. Допустим, недавно мы ездили к доктору Подгайскому — он занимается пластической хирургией — на уникальную операцию: пришивали мальчику руку, которую ему оторвало, когда пришел к родителям на ферму.

— А как вы успеваете оказаться с камерой в нужном месте в нужное время?

— Держу связь с коллегами. Плюс реальность подсказывает. Например, делаем передачу о травмах. Понятно, что больше всего больных с черепно–мозговой травмой в нейрохирургические отделения поступает в пятницу. А также в периоды зарплат и авансов. Едем именно в это время. За 3 часа, бывало, — 59 человек, из них — 56 пьяных.

— Как вы оцениваете свою работу по сравнению с российской программой «Здоровье»?

— Елену Малышеву уважаю. Но это совершенно другой формат! Очень дорогая студийная программа, чуть ли не вся — рекламная. Я как профессионал морщусь немного: того, о чем там рассказывают, еще нет в жизни, это всего лишь модель. Хотя методы очень прогрессивные.

— Александр Сергеевич, ваши заинтересованность, интеллигентность, а также увлечение живописью, литературой (приоткроем немного завесу над вашей личностью) заставляют многих сравнивать доктора Терещенко с доктором Чеховым. Собственно, а какова сверхзадача этого «хождения в народ»? Неужели как нейрохирург вы принесли бы меньше пользы?

— Одна из моих идей, которую я хочу донести до окружающих: здоровье, а значит, качество жизни на 80 процентов зависит от нас самих.

— Как говорится, человек в ответе за свое лицо...

— До 18 лет люди, как правило, более внушаемы, в это время и надо обучать грамоте здорового образа жизни. Зато от 20 до 35 лет — очень сложный контингент, иронично относящийся к своему здоровью. Далее, выше 35 лет, вообще стена: люди с устоявшимися стереотипами. Ты сколько угодно можешь говорить, что сало — это сало, а здоровье — это здоровье, они все равно будут эти понятия путать. Какие у нас главные факторы риска? Ну да — курение, алкоголь. А человеческая глупость? Да она, если возобладает, уничтожит нас как вид! Человек лежит на операционном столе перед сложнейшей операцией (стентирование сосудов сердца), и он, и врачи понимают, что одна из веских причин его плачевного состояния — курение. И что же говорит «на камеру» больной, когда я спрашиваю, бросит ли он теперь курить? «Ну как себе отказать в удовольствии...» (!) Что–то произошло в людях... Государство тратит огромные средства на здравоохранение, врачей в стране больше, чем во многих соседних государствах, коек в клиниках — точно так же. Но результаты неадекватны вложениям! Не потому что врачи слабо соображают. У пациентов низкая культура быта и питания. Пока «удовольствие» для большинства — это сигарета и 100 граммов, до тех пор здоровой нация не будет. Поэтому я в программе — просветитель. Хочу в конце концов достучаться до сознания соотечественников.

— Миссия выполнима?

— Дорогу осилит идущий...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter