На базе РНПЦ психического здоровья открылся экспериментальный центр для реабилитации наркозависимых

Историю болезни будут переписывать

Об отпоре наркотикам, ставшим настоящим бедствием для молодежи 5 лет назад, шла речь на недавнем совещании у Президента. Александр Лукашенко подчеркнул: принятые в свое время системные меры позволили переломить ситуацию и стабилизировать обстановку. Но это далеко не конец противостояния. В том числе со стороны медицины.

Первые подопечные экспериментального реабилитационного центра для наркозависимых: «Мы с врачами в одной команде!»

В Беларуси под наблюдением наркологической службы более 7 тысяч наркозависимых. И это лишь верхушка айсберга… С одной стороны, у нас выстроена многоуровневая система специализированной помощи: 28 стационарных отделений, 26 отделений дневного пребывания, 270 реабилитационных коек, психиатр-нарколог принимает в каждой центральной районной больнице, работают «телефоны доверия». Причем вся помощь бесплатна, а ведь сутки пребывания пациента в стационаре в среднем обходятся государству более чем в 30 рублей. С другой же стороны, медики постоянно в поиске новых форм борьбы с этой бедой. Недавно на базе РНПЦ психического здоровья открылся экспериментальный центр для медицинской реабилитации наркозависимых. Это совместный проект Минздрава, МВД и Минтруда и социальной защиты. За дело тут берутся комплексно: речь не только о лечении, психологической и психотерапевтической поддержке, но и об обязательной программе по социализации каждого пациента с участием общественных объединений, групп самопомощи, негосударственных реабилитационных центров. Как это работает?

На совещании у Президента прозвучало: количество смертей от передозировок наркотиков у нас в 14 раз ниже, чем в Литве, и в 72 раза ниже, чем в США. Последний случай гибели подростка по этой причине произошел в 2014 году.

Главное — мотивация

По словам заместителя директора по медицинской части (по наркологии) РНПЦ психического здоровья Оксаны Колбасовой, первыми пациентами стали наркозависимые, которые поступили для детоксикации:

Оксана Колбасова.
— При улучшении состояния к работе с ними подключаются психологи, которые оценивают реабилитационный потенциал и предлагают пройти медицинскую реабилитацию. Но все больше тех, кто приходит целенаправленно, по направлениям врачей-психиатров-наркологов амбулаторной службы.

Программа медицинской реабилитации рассчитана на 28 дней пребывания в стационаре. Для каждого участника она составляется индивидуально. В распорядке дня — ежедневная групповая психотерапия (арт-терапия, кинотерапия, лекции, самоанализ, группа релаксации), динамическая группа, трудотерапия… Дисциплина строгая. Выход без сопровождения медперсонала запрещен даже за пределы отделения. Родственники могут навещать по договоренности с самим пациентом и его координатором. Пользование телефонами — только в определенное время. Любое нарушение режима, включая неявку на занятия по психотерапии, значит исключение из программы. И еще на этапе прохождения медицинской реабилитации пациенты получают помощь сотрудников Минтруда и социальной защиты в трудоустройстве и социальном сопровождении. Если нужно содействие в восстановлении документов, подключаются сотрудники правоохранительных органов. Ведь стационарным этапом реабилитация не ограничивается. На протяжении еще 6 месяцев пациент должен приходить в центр дважды в неделю, а потом в течение года — раз в неделю.

 Это необходимо для поддержания навыков трезвого образа жизни, подчеркивает Сергей Марчук, заведующий 18-м наркологическим отделением, на базе которого и открылся экспериментальный центр.

Четыре недели — достаточный срок, чтобы сформировать новые привычки, изменить приоритеты в жизни. Но, увы, не каждый готов что-то менять, говорит Сергей Александрович:

— У наркозависимых свой формат ценностей, взаимоотношений с окружающими. Кто-то находится на этапе комфорта и считает, что детокс для него — оптимально. Бывает, пока человек не осознает, что упал на самое дно, все попытки помочь ему тщетны.

Пока программу стационарного этапа медицинской реабилитации прошли четверо. Сейчас они посещают занятия по психотерапии амбулаторно. В один голос говорят: такого с ними еще не было. Раньше их жизнь протекала от одной детоксикации до другой, от рецепта до рецепта…

Стаж трезвости

Сейчас в экспериментальном центре на стационарном этапе еще 5 пациентов. У каждого своя история, но до боли похожая. Алексей впервые попробовал наркотики в 17. Сейчас ему 42. Недавно освободился из мест лишения свободы. Стаж трезвости — 2,5 года. Во время недавнего визита к наркологу признался, что боится «сорваться». Врач и рассказал о новой программе.

— Решил попробовать. Безумно интересно. Мир открывается по-другому! Моя прежняя история? Да полная безнадега. Была семья, сыну — уже 12, дочке — 8. Теперь готовлюсь к тому, что буду с ними знакомиться заново. Пока приоритет — мое выздоровление. Перестал строить иллюзии. Пускай моя жизнь будет скромная, но я хочу прожить ее сам. Ценю каждый день.

Глава государства обратил внимание: нельзя забывать о вопросах обеспечения занятости и поддержки людей, освобожденных из мест лишения свободы: «Они наши граждане, мы должны помочь им вернуться к нормальной жизни и не допустить возврата в преступную среду».

Артуру 30. Знаком с наркотиками с 16 лет, с 19 начались проблемы с законом… Из мест лишения свободы освободился в мае. И успел опять подсесть на наркотики. После детоксикации в РНПЦ перешел на реабилитацию. Признается: желание «завязать» появлялось и раньше — не давал круг общения.

— Но я его уже полностью сменил. Для всех прежних знакомых у меня один ответ: «Нет времени»… И вообще, сейчас у меня другие интересы. Буду готовиться к соревнованиям по бодибилдингу. Очень рад, что мама, несмотря ни на что, в меня верит…

— Мне 33 года. Наркотики начал употреблять с 13 лет. Сначала легкие. Потом метадон, опий… И вот уже 20 лет я зависим, — еще один пациент экспериментального центра Павел и не упомнит, сколько раз ему снимали «ломку». Это помогало только физически. А тут впервые предложили реабилитацию в экспериментальном центре.

— И на этой программе я впервые увидел врачей, которые действительно заинтересованы в моем выздоровлении. Поверил. Соблюдая их рекомендации, начал наблюдать в себе изменения. С наркотиками я только деградировал, а здесь начал мыслить, чувствовать.

У сотрудников РНПЦ психического здоровья есть договоренность с другими реабилитационными центрами, куда они могут переводить на бюджетной основе пациентов на длительную реабилитацию, до года. Это выход для тех, кто еще не готов вернуться домой… Планируется оказывать медико-психологическую помощь и семьям наркозависимых — это очень важная составляющая для выздоровления. Само участие в экспериментальной программе добровольное — в любой момент можно уйти. Уже был такой случай. На третий же день наркозависимый признался: не готов… Оксана Колбасова отмечает:

— Врачи-психиатры-наркологи центра, наверное, лучше остальных понимают, что срывы могут быть. Но это ничего не означает. Так протекает заболевание. Всегда остается возможность начать все сначала. Человек должен осознать, что без этой программы не сможет жить трезво.

Пока экспериментальный центр может принять единовременно не более 8 пациентов из Минска и Минской области. Однако никакой очереди нет, было бы желание. В будущем планируется распространить этот опыт и в других регионах.

КСТАТИ

Если в 2016-м синдром зависимости от наркотических веществ был впервые установлен у 679 пациентов, то в 2018-м - у 439.

dekola@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter