История “зайчиков” не закончилась?

15 лет назад Беларусь осталась один на один с собственной валютой 26 июля 1993 года в 00 часов 00 минут в Беларуси из оборота вывели советские и российские рубли. Сделано это в связи с решением Российской Федерации, которая одномоментно отозвала свои деньги из всех стран, в которых они имели хождение. И вот тогда отечественные экономисты и банкиры еще раз убедились, насколько правильным было принятое в 1992 году решение о печати и вводе в обращение “зайчиков”. Иначе страна столкнулась бы с внезапным дефицитом денег. В 1993 году все прошло относительно безболезненно: свежеиспеченный белорусский рубль де-факто стал главной платежной единицей. Де-юре это произошло через год с небольшим — осенью 1994-го.

Давайте вспомним, с какой целью летом 1992 года вводилась новая валюта.
— Главной задачей новых рублей была защита внутреннего рынка, — рассказал начальник управления информации Национального банка Беларуси Анатолий Дроздов. — Многие помнят то время, когда деньги у людей были, а товаров в магазинах не было. Между тем в Беларуси ситуация с наличием товаров на полках была более сносной, чем в других бывших союзных республиках. Чтобы предотвратить их вывоз, были сначала выпущены купоны, или карточки потребителя, а потом и новые рубли, точнее, расчетные билеты. В отличие от карточек потребителя расчетные билеты были сделаны на хорошей бумаге с водяными знаками, многоцветные, имеющие различные рисунки, одноформатные. Кстати, и тогда и сегодня белорусские деньги печатаются в России. В связи с высокой инфляцией (тогда она превышала 40 процентов) белорусские рубли стали ходить наравне с советскими (за один “зайчик” давали 10 рублей) и российскими.
Так длилось чуть больше года, пока в июле 1993 года РФ не отозвала свои деньги. Беларусь осталась с “зайчиками”. Сначала ждали, что россияне изменят свою позицию, вели переговоры. Именно тогда родилась идея (актуальная и в наши дни) вернуть российский рубль в Беларусь. Но в мае 1994 года Нацбанк принял решение, что белорусские рубли становятся единственным платежным средством.

Как рисовали зверей

Наверное, многие белорусы еще во время хождения по стране “зайчиков” не раз задавались вопросом: почему именно животные стали “лицом” первой самостоятельной отечественной валюты, ведь это как-то несерьезно. Между тем сегодня коллекционеры ценят белорусский “зверинец” именно за оригинальную простоту и следование изначально выбранной тематике — только звери. В стройном ряду, состоящем из белки (50 копеек), зайца (1 рубль), бобра (3 рубля), волка (5 рублей), рыси (10 рублей), лося (25 рублей), медведя (50 рублей) и зубра (100 рублей), не нашлось места для традиционных достопримечательностей или портретов.
Кстати, Президиум Верховного Совета выбрал такую тематику очень быстро и отнюдь не случайно: решили опираться на опыт Литвы и Молдовы, где денежные купюры еще раньше украсили изображениями птиц. Белорусам идея пришлась по душе, но ее немного изменили. Художнику и дизайнеру Константину Хотяновскому предложили разработать белорусские деньги в деталях. Работа длилась полгода: зверей дорисовывали, меняли их образ, придумывали степени защиты для купюр — в результате получился уже ставший историческим “зоопарк”, который поместили на белую бумагу с водяными знаками двух тонов, размещенными по всему билету в виде полос, состоящих из беспрерывных соединенных элементов.
Любопытный факт: значимость купюр “при жизни” оказалась гораздо меньшей, чем популярность, которую они приобрели после своей официальной “денежной смерти”. Многие наши соотечественники до сих пор в шутку называют родные деньги “зайчиками”, а иностранцы — даже без шуток. Вот такая всенародная любовь. При этом срок хождения “зайчиков” был минимальным: уже в январе 1995 года “зверей” начали постепенно изымать из оборота.

Исчезающий вид

Сначала инфляция “съела” самых мелких: “белку”, “зайца” и “бобра”. Следом из обращения вывели купюры от 5 до 25 рублей с соответствующим округлением цен до 5 и до 50 рублей. 1 августа 1995 года цены округлили уже до 100 рублей и распрощались с “медведем”. Единственным долгожителем из всей коллекции первого выпуска белорусских денег оказался 100-рублевый “зубр”, который дожил до 1998 года. Деньги были выведены из обращения традиционно: сначала изъяты из оборота, затем порезаны “в лапшу”, спрессованы и вывезены на свалки.
Сегодня денежные “звери” остались только в музеях, частных коллекциях ценителей купюр и... на антресолях огромного количества забывчивых белорусов, которые или оставляли отдельные банкноты на память, или просто забывали выкинуть завалявшиеся бумажки. Именно из-за таких случайных собирателей “зайчики” по прошествии 15 лет с момента появления остаются не в цене у настоящих коллекционеров. В магазинах антиквариата говорят, что спрос на первые белорусские деньги пока очень небольшой, поэтому их и не сдают. Справедливости ради стоит заметить, что и советских рублей на прилавках мы не обнаружили — не любят собиратели бумажные деньги, и все тут. “Антикварную ценность “зайчики” приобретут, но значительно позже, — заверили нас консультанты столичного магазина “Антиквар” и указали на витрину. — Видите, вот десять купюр различного достоинства, которые были отпечатаны с 1889 по 1905 год: за них можно получить в сумме около 250 тысяч рублей”. Подросткам-”зайчикам” нужно просто подрасти, так что, если отдельные “звери” еще сохранились у вас дома, — не спешите их выбрасывать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter